Михаил Васильевич Нестеров, один из наиболее выдающихся художников второй половины XIX века, который писал картины на религиозную тематику. На основе своих мировоззрений и мастерства он сумел создать немало шедевров, посвященных истории православной церкви и святых великомучеников. Его творчество принесло ему широкое признание и популярность на всей территории Российской империи.
Одной из самых заметных его работ, посвященных религии, является картина “Видение отроку Варфоломею”. Эта картина была посвящена Сергию Радонежскому, святому, который внес значительный вклад в развитие религиозной культуры. Этот великолепный холст стал как открытие, началом новой главы в живописи, после которого последовала волна произведений на подобную тему.
Нестеров тщательно изучал жизнь Сергия Радонежского, вдохновляясь его идеалами и устремлениями. Святой Сергий стал символом возрождения монашеской жизни в России, служа примером для многих. Благодаря его влиянию, началось строительство монастырей и создание икон. Нестеров, работая над полотном, имел возможность ближе познакомиться с жизнью и деятельностью святого.
Цветовая палитра картины отражает раннюю осень, когда кроны деревьев покрываются золотом, а ели, на контрасте, остаются темно-зелеными. Земля покрыта пожухлой травой, которая уже потеряла яркость, став желтоватой с серыми и светло-коричневыми оттенками. Но редкие вкрапления желтых, ярко-голубых и красных полевых цветов делают пейзаж уютным и гармоничным. Небо не лишено голубизны, которую оттеняет полоса белых кучевых облаков. Проселочная дорога ведет мимо вспаханных и убранных полей к простой деревянной церкви с двумя куполами выцветшего синего цвета.
На переднем плане, на возвышении, изображены две фигуры, которые становятся центральными объектами картины. Один из них светловолосый юноша, который смотрит на внушительного старца своими голубыми глазами, полными тихой просьбы научить его понимать грамоту. Варфоломей, одетый в простую светлую крестьянскую рубаху, подпоясанную красным ремнем, широкие темные штаны и кожаные сапоги, выглядит как будто наполненным внутренним светом, чистотой и искренностью.
На полотне четко прослеживается авторская концепция. Отображая ранние годы Сергия Радонежского, художник, через образ старца, передает божественное благословение, которое Сергий получил в раннем возрасте. Главный персонаж, на которого направлено наше внимание, изображен на фоне бесконечных просторов родной природы, символизирующих Русь. Образ Сергия Радонежского был по духу очень близок Нестерову. Самым важным в его деяниях, по мнению Нестерова, было объединение, развитие и благополучие русского народа.