Выбирая себе цель в жизни, человек часто не задумывается о том, какими средствами он будет ее добиваться. Он видит впереди лишь желаемый результат, а как к нему будет добираться, дело другого плана. Считается, что если цель высокая, благородная, великая, то и средства для ее достижения тоже хороши. Однако, жизнь доказывает, что это далеко не так. Красивая, казалось бы, цель показывает свои порой ужасные пути и высоты. Разве могут недостойные средства для достижения желаемого результата хоть как-то оправдать даже самую благородную цель? И останется ли эта цель столь высокой, если путь к ней расходится с нормами морали, нравственности, этики? Попробуем найти ответы на эти вопросы на страницах классической литературы.
У Ф.М. Достоевского в романе «Преступление и наказание» представлен герой, который как раз и нарушает нравственный закон ради достижения своей великой цели. Родион Раскольников создал теорию, по которой считал, что человечество может быть счастливо. И если он – человек, «право имеющий», а не «вошь дрожащая» – сможет переступить ту черту, которая отделяет его от «Наполеона», то он освободит тысячу людей от этой омерзительной старухи-процентщицы, чем совершит полезное дело. Но какие же он выбрал средства для реализации своей теории? Убийство!.. Да еще и двойное убийство! Кто давал Раскольникову право убивать, лишать жизни человека только потому, что ему он казался лишним в этом обществе?
Бедный студент хотел новой жизни, не такой, в которой он проживал свои дни сейчас. Он желал доказать, что каждый человек имеет право на жизнь, а не на жалкое существование. Но почему же он встал на такой жестокий, бесчеловечный путь, чтобы достичь цели? Когда теория Раскольникова потерпела крах, Родион впал в смятение. Он только сейчас увидел, что натворил. Герой Достоевского понимает, что его благородные планы не стоили того, чтобы пойти на такое низкое дело – совершить убийство не такой уж виновной в мировой несправедливости старухи и ее еще более не виновной сестры.
Утверждение А. Эйнштейна, действительно, справедливо. Никакая цель не может быть высокой, благородной, если средства ее достижения низки и недостойны. Каждый должен соизмерять и цели, и средства, чтобы не потерять свое истинное предназначение, звание – человек.