Пьеса А. П. Чехова “Вишневый сад” стала гранью между двумя эпохами, двумя веками: уходящим, но еще не ушедшим, и наступающим, но еще не наступившим.
Пьеса была написана в 1903 году. В это время Россия была на перепутье. Позади остался уходящий дворянский век, век спокойный, медленный, век значительный. А впереди были огромные перемены, наступал XX век, век машин, быстрого времени, огромных возможностей. Век, когда самые незаметные люди могли стать заметными и значительными. Столкновение двух эпох, двух миров и получило отражение в комедии А. П. Чехова. Среди действующих лиц пьесы есть очень разные люди, представляющие разные эпохи. Так, Раневская и Гаев, без сомнения, представляют старый век.
А. П. Чехов начинает пьесу “Вишневый сад” с вопроса о времени. Вторая фраза, которую произносит Лопахин, вопрос: “Который час?” И надо думать, что писатель не случайно делает это. Уже с первых строк автор дает понять, что тема времени весьма важна в произведении. Суждения героев о прошлом, о настоящем и о будущем позволяют нам полнее раскрыть их характеры. А также упоминания о времени в ремарках и в репликах персонажей задают общий настрой и ход комедии. Начиная с первой ремарки, Чехов отмечает, что мало изменилось в имении с тех пор, как уехала из него Раневская.
Любовь Андреевна Раневская — помещица. После смерти сына несчастная бросила все: дочь, родину, любимого человека — и уехала за границу. Но тот человек не бросил ее, а поехал следом. Любовь Андреевна купила дачу возле Ментоны и прожила там три года, ухаживая за любимым. Потом дачу продала за долги, а возлюбленный обобрал Любовь Андреевну, бросил ее и ушел к другой женщине. Любовь Андреевна очень переживала, пыталась отравиться… “И потянуло вдруг в Россию, на родину, к девочке моей…” — так она снова оказалась на родине. Приехав, она нашла все по-прежнему. Брат ее нисколько не изменился, только дочь выросла… Дом остался таким же, а главное — ее горячо любимый вишневый сад все еще оставался самым красивым в округе. Для Любови Андреевны он олицетворяет ее прошлое, ее детство. Не случайно она видит в саду свою умершую маму в белом платье.
Гаев олицетворяет те же идеалы, что и его сестра. Он живет воспоминаниями, полностью оторван от мира. Когда-то он служил финансистом, но ничего не понимает в этом деле… За всю свою жизнь он не сделал ничего полезного, нужного. До сих пор за ним ходит Фирс, говоря, что и когда нужно надеть. Гаев так же, как и Раневская, живет в своем мире, мире, где нет проблем, где жизнь течет равномерно и спокойно. Этот персонаж нелеп, он не приспособлен к жизни, не случайно в его речи преобладают слова и выражения, связанные с игрой в биллиард, которые Гаев употребляет очень часто и не к месту. Леонид Андреевич не может решить проблемы, нависшие над семьей, он не может взять на себя ответственность за судьбу сестры, племянницы, даже слуги. Он произносит нелепые речи (например, речь, обращенная к шкафу), к нему даже родные не относятся серьезно. Гаев и Раневская обращены в прошлое, у них нет будущего, они символизируют дворянскую Россию, которая не оправдала возложенных на нее надежд.
Символом уходящей эпохи является Фирс. Он живет во временах своей молодости. И, возвращаясь памятью в прошлое, старый лакей говорит о нем, как будто это было только вчера, но нам становится ясно, что эта эпоха уже не вернется никогда. В его разговорах чувствуется жалость к тому прекрасному для него времени.
Прошлое уходит. И приходит новое в лице таких людей, как Лопахин. Лопахин — не дворянин. Его предки были крепостными людьми у предков Раневской и Гаева. Все, чего он добился в жизни, он добился сам, без посторонней помощи Он имеет право гордиться, и он гордится этим. Особенностью его жизни является то, что он всегда торопится, всегда смотрит на часы. Он живет настоящим и будущим, не понимает Раневскую и Гаева, возмущается их непрактичностью. Лопахин — самый интересный персонаж пьесы; с одной стороны, он стремится помочь Любови Андреевне, к которой испытывает искренние чувства, а с другой — именно он покупает на аукционе вишневый сад, не в силах удержаться: ведь теперь он хозяин имения, где его деда и отца не пускали даже на порог.
Но в пьесе не только Лопахин хочет новой жизни. Аня и Петя Трофимов тоже хотят что-то изменить, переделать. У них есть надежда, почти уверенность, что все будет очень хорошо и что это хорошее придет очень скоро. Им не жаль сада, дома, прошлого, ибо для них эти понятия не существуют. Они хотят будущего, и непременно хорошего. Студент Петя Трофимов рассуждает о новой жизни, о прекрасном будущем не только для молодого поколения, но и для России в целом. Аня — единственный человек в пьесе, кто радуется вырубке вишнёвого сада, отъезду из дома; она уверена, что новая жизнь будет полной смысла и перемен.
В комедии “Вишневый сад” есть персонажи, которые не имеют прошлого и не хотят будущего. Например, Шарлотта Ивановна. Она рассказывает, что когда была девочкой, то выступала вместе со своими родителями в маленьком бродячем цирке. После смерти родителей ее взяла на воспитание “одна немецкая госпожа”. Она получила какое-то образование и стала гувернанткой. “Ничего не знаю. Так хочется поговорить, а не с кем… Никого у меня нет…” — повторяет она с тоской. Присутствие Шарлотты Ивановны в доме Раневской никому не нужно: дети давно выросли, да и вряд ли может дать достойное образование женщина, которая славится своими карточными фокусами и умением смешить людей. Шарлотта нелепа, так же, как и Симеонов-Пищик, Епиходов, но присутствие этих героев в пьесе как раз и доказывает бесперспективность уходящей России, ее жалкость.
Варя. Она тоже осталась между прошлым и будущим. Она не мыслит своего существования без работы и чахнет от тоски в бездействии. После продажи дома и сада она уедет, чтобы снова быть экономкой, но уже в чужом доме, не случайно символом Вари являются ключи, которые висят у нее на поясе. Если бы у нее были какие-то деньги, то она бы с радостью ушла в монастырь… Лопахин так и не делает ей предложения, так что никакого будущего у Вари нет.
Период, описанный Чеховым, — это своеобразная точка разрыва времен. Прошлого уже нет, а будущее еще не пришло. Общество раскалывается: кто-то выбирает прошлое, кто-то будущее, а кто-то остается между временами.
Два века не могут существовать одновременно, новый непременно победит и подавит старый.