Ход времени в комедии «Вишневый сад»

       ПЛАН:
1. Смысл названия пьесы;
2. Проблематика;
3. Воплощение прошлого;
4. Носитель идей настоящего;
5. Герои будущего;
6. Заключение.

       С драматической пьесой А.П. Чехова «Вишневый сад» знакомы все, но мало кто знает, что это последняя пьеса А.П. Чехова написанная за год до его смерти. Есть что-то удивительно-трогательное в самом звучании этих слов – «Вишневый сад». К.С. Станиславский писал: «Чехов любил смотреть, как мы готовимся к спектаклю. Он так внимательно следил за нашим гримом, что по его лицу можно было угадывать, удачно или неудачно кладёшь на лицо краску. «Послушайте, не Вишневый, а Вишнёвый сад», — объявил он и закатился смехом. В первую минуту я даже не понял, о чем идет речь, но Антон Павлович продолжал смаковать название пьесы, напирая на нежный звук ё в слове «Вишнёвый», точно стараясь с его помощью обласкать прежнюю красивую, но теперь ненужную жизнь, которую он со слезами разрушал в своей пьесе. На этот раз я понял тонкость: «Вишневый сад» — это деловой, коммерческий сад, приносящий доход. Такой сад нужен и теперь. Но «Вишнёвый сад» дохода не приносит, он хранит в себе и в своей цветущей белизне поэзию былой барской жизни. Такой сад растет и цветет для прихоти, для глаз избалованных эстетов. Жаль уничтожать его, а надо, так как процесс экономического развития страны требует этого”. Таким образом, А.П. Чехов мысль, заключенную в целой пьесе, уместил всего в двух словах.   

       Основная проблема, затронутая в «Вишневом саду»- проблема гибели дворянских гнезд, а значит и старого уклада жизни. Уходят в прошлое дворянские усадьбы с их парками и вишневыми садами, с их неразумными владельцами. Утверждение новой общественной силы, противостоящей не только дворянству, но и буржуазии и призванной перестроить жизнь на началах подлинной человечности и справедливости – вот главная идея произведения. Уходящая жизнь отождествляется Чеховым с ничтожностью и консерватизмом. «Вишневый сад» – это пьеса о прошлом, настоящем и будущем не только ее героев, но и страны в целом. Чехов сталкивает людей прошлого с людьми настоящего и заложенного в этом настоящем будущего.

       Помещица Любовь Андреевна Раевская и ее брат Гаев Леонид Андреевич – воплощение старого уклада жизни, а значит и прошлого.  Легко и беззаботно протекала в вишневом саду жизнь многих дворянских поколений, обеспеченная трудом тех бессловесных, бесправных людей, которые насадили и взрастили его. С одной стороны, праздный образ жизни располагает дворян отдаваться любви, поэзии, искусству, формируя высококультурных и образованных людей. Но в с другой стороны такая жизнь  лишает их воли, настойчивости, умения приспосабливаться к различным жизненным обстоятельствам, чуткости и внимания к окружающим. Все перечисленные качества соединяются в образах Раневской и Гаева. Находясь на грани разорения, они вынуждены продать свой сад. Уже сам этот факт говорит об экономическом крахе, который терпят герои, олицетворяющие дворянское прошлое России. Но только ли материальное положение беспокоит их? Если бы это было так, то помещики с радостью согласились бы на предложение Гаева. Но они с редким единодушием отвергли этот вариант. Думается, дело здесь не в легкомыслии, непрактичности или глупости разорившихся дворян, а в их обостренном чувстве прекрасного, которое не позволяет им погубить красоту, сделать из поэтического вишневого сада доходное коммерческое предприятие. Кризис дворянского сословия гораздо глубже. Оно утратило не только свое экономическое, но и общественное положение, ибо неспособно, как прежде, определять пути развития страны. Прекрасно сознавая свою никчемность, неприспособленность к жизни, эти милые, добрые и честные люди сами отдают вишневый сад новому хозяину. Никакой борьбы в пьесе не происходит. Раневская и Гаев – олицетворение прошлого. Мысль о том, что прошлое господствует над каждым обитателем поместья, прослеживается чуть ли не в каждой строчке: «давно заброшенная часовенка», «большие камни, когда-то бывшие, по-видимому, могильными плитами», «старая семья».

       Лопахин – представитель буржуазии, человек настоящего. С одной стороны, это человек с тонкой и нежной душой, умеющий ценить красоту, верный и благородный; он труженик, работает с утра до ночи. Но с другой стороны, мир денег уже подчинил его себе. И отец, и дед Лопахина были простыми мужиками, поэтому покупка и вырубка сада Ермолаем – это своеобразная месть за свое прошлое. Но он не способен понять одного: вишневый сад – это не только символ красоты, это своеобразная нить, связывающая прошлое с настоящем. Нельзя рубить свои же корни. И то, что Лопахин этого не понимает, является главной его ошибкой. В его лице автор изображает ту общественную силу, которая приходит на смену дворянству, то есть нарождающуюся буржуазию. В конце пьесы он говорит: «Скорее бы изменилась… наша нескладная, несчастливая жизнь!» Но как это сделать, он знает только на словах. Разрушено старое, «порвалась дней связующая нить», а новое еще не создано, и неизвестно, будет ли создано хоть когда-нибудь.

       Устаревшее прошлое и неустойчивость настоящего наталкивает на мысль, что стране необходимы другие люди, которые будут вершить великие дела. И эти люди – Петя и Аня. Трофимов – демократ по происхождению, по привычкам и убеждениям. В его образ Чехов вложил такие качества, как  преданность общественному делу, стремление к лучшему будущему и пропаганда борьбы за него, патриотизм, принципиальность, смелость, трудолюбие. Мысли Трофимова о будущем слишком туманны и абстрактны. «Мы идем неудержимо к яркой звезде, которая горит там вдали!» – говорит он Ане. Да, цель его прекрасна. Но как ее достичь? Где основная сила, которая способна превратить Россию в цветущий сад? Аня – полна надежд, жизненных сил, но в ней еще столько неопытности и детства. Неизвестно, хватит ли ей духовных сил, стойкости и мужества, чтобы до конца пройти путь страданий, труда и лишений. Сумеет ли она сохранить ту горячую веру в лучшее, которая заставляет ее без сожаления проститься со старой жизнью? На эти вопросы Чехов не дает ответа. И это естественно. Ведь о будущем можно говорить только предположительно.

       Итак, можно говорить о том, что в пьесе три времени – прошлое, настоящие и будущее. И каждое из времен отражается в каких-либо героях пьесы.