Повесть М. Булгакова «Собачье сердце» – это сатира на советскую действительность 20-30-х гг. В лице Швондеров и Шариковых М. Булгаков с иронией изображает класс пролетариата, новоиспеченный класс, которому чужды всякие ценности предыдущей эпохи России. И всем им противопоставляется профессор Филипп Филиппович Преображенский, «светило российской науки», великолепнейший хирург и ученый.
Впервые он появляется в повести, когда пес, названный позже Шариком, издыхает в подворотне от голода, от холода русской зимы и от невыносимой боли в обожженном боку. Профессор появляется как Бог в мучительные для пса часы. Последний описывает его как «господина, с культурной остроконечной бородкой и усами седыми, пушистыми, лихими, как у французских рыцарей». Мы вскоре убеждаемся, что профессия у «господина» действительно культурная – он интеллигент, профессор.
Профессор Преображенский, это светило науки, ставит эксперименты в надежде найти более действенное средство для омоложения. Собственно и самого пса он спас не из благородных целей, а лишь для того, чтобы провести на том операцию по пересадке гипофиза.
Однако, последствия операции оказываются для всех более чем неожиданными! Пес обретает человеческое сердце, причем «самое паршивое из всех, которые существуют в природе». В течение нескольких недель Преображенский и его верный друг и ассистент Иван Арнольдович Борменталь пытаются «воспитать» Шарикова. Однако их попытки не могут увенчаться успехом.
В этом эксперименте, который стал пародией на социалистическую революцию, как нельзя точно передано столкновение дух сторон: интеллигенции в лице Филиппа Филипповича Преображенского и рабочего класса.
Филипп Филиппович живет и работает в семи комнатах, «и желал бы иметь восьмую». Он ведет роскошный образ жизни: каждый день ест семгу, угрей, икру, индейку, ростбифы… пьет коньяк, вино, водку. В общем, его жизнь – жизнь типичного русского дворянина или интеллигента дореволюционного времени. И в эту спокойную, размеренную жизнь врываются Швондеры и Шариковы. Швондер и его компания представляют домком, в котором обитает профессор. Они фактически ведут с ним войну. Но Преображенский не так-то прост. Ему ненавистен пролетариат и его интересы. И до тех пор, пока он может работать и посвящать свою жизнь науке, ему безразличны такие мелкие жуки, как Швондер.
Однако, в лице Шарикова профессор встречает серьезное противодействие. Если давление Швондера чисто внешнее, то Шариков – это продукт деятельности Преображенского, фактически – профессор сам породил его. Шариков вносит разруху в жизнь Филиппа Филипповича, за две недели он испытал больше, чем за все предыдущие годы.
Преображенский не изображается перед нами как сама добродетель. Он не благоухает добротой, заботой, всепрощением, отсутствием недостатков. Он – это живая личность, несколько эгоистичная, несколько самовлюбленная, но все-таки настоящая. И этот образ профессора – образ истинного интеллигента, теряющегося в море Шариковых. Он сражается один со всей этой разрухой. И он, на мой взгляд, достоит как уважения, так и сочувствия.