Судьба художника в романе «Мастер и Маргарита»

      Один из вопросов романа М.Булгакова «Мастер и Маргарита», которым немало занимались критики, это вопрос об образе и судьбе художника в произведении. Художника, чьим олицетворением стал Мастер.

      Мастер – это бывший историк, музейный работник, которому однажды крупно повезло, и который выиграл баснословное количество денег в лотерею. Наконец-таки, он сможет посвятить себя делу всей своей жизни –  написанию романа о Понтии Пилате. Затем он встречает Маргариту, красивую, очаровательную, умную женщину, в которую он сразу же влюбляется. Маргарита Николаевна становится музой главного героя. Ради него и его романа она бросает свою роскошную жизнь, покидает особняк, бросает мужа – и начинает жить вместе с Мастером. 

      Он заканчивает свой роман и, по совету Маргариты, относит его в редакцию. Но этот момент стал началом катастрофы – роман не приняли, а самого автора жестоко раскритиковали.

     Эти переломные моменты показывают нам со всей откровенностью характер протагониста, его слабости, его сильные черты. Ведь почему роман не был принят? Безусловно, не потому, что тот был плохо написан. Его не приняли, потому что общество не было к этому готово. Московское общество 20-30-х гг. не было готово к тому, чтобы им открыли истину. Ведь Мастер – это настоящий художник, тонко чувствовавший истину, правду. 

      Этой своей чертой Мастер напоминает нам Иешуа Га-Ноцри, который также пытался нести миру правду, веру, истину. И Иешуа также пострадал – пострадал за свою веру. Но булгаковский Иисус мог справиться со всеми внешними проблемами. Ему неважно было, умрет он или нет. Он глубоко верил – и это главное.

     Но Мастер, увы, не смог справиться с внешним давлением. Неприятие его обществом стало причиной глубокой депрессии, в результате которой герой решает уничтожить рукопись, и в результате которой он сам попадает в психиатрическую лечебницу. 

     Трусость, которую Иешуа считает главным грехом, страхи, безволие – такие качества заставляют Мастера бросить и любимую и дело всей жизни.

     Удивительно, но судьба художника, судьба Мастера, – это не судьба отдельно взятого человека. Это – судьба многих писателей того времени, отвергнутых обществом. Именно это старался показать М.Булгаков. Ведь он даже не дал своему герою имени, показывая, что герой – это собирательный образ.

     Более того, можно только поразиться, насколько велико сходство самого М.Булгакова с им же созданным героем. Оба были однажды раскритикованы, оба посвятили большую часть своей жизни написанию великого романа. К тому же, М.Булгаков также сжег свою рукопись, как сделал это и Мастер… Возможно, автобиографический образ пришел Михаилу Афанасьевичу намного позже, чем когда роман начал создаваться. И, возможно, поэтому Мастер появляется только во второй части.

     Итак, через судьбу Мастера писатель показывает нам обобщенный образ истинного художника, не теряющего веру, но из-за страхов, из-за своей трусости, перестающего нести эту веру всему миру. В конце концов, Мастер обретает покой. Он уходит в мир иной, но на земле он оставляет ученика – ученика, который продолжит его дело.