Пьеса Максима Горького, одного из величайших русских писателей первой половины XX века, «На дне» – это глубокое социально-философское произведение. Оно затрагивает множество проблем современного Горькому русского общества. Но в центре пьесы – проблема истины. Что лучше: жестокая правда или сладкая ложь? Именно вокруг этого вопроса и развернут весь сюжет произведение.
Действие, конфликт в пьесе «На дне» развязывается с появлением на страницах странника Луки. Лука – это наиболее противоречивый, сложный образ произведения. Он неожиданно врывается в «спокойную», размеренную жизнь обитателей ночлежки, в жизни людей со дна. Кто же эти обитатели? Слесарь Клещ, жена его Анна, всю жизнь терпевшая побои, воришка Пепел, девушка легкого поведения Настя, алкоголик Актер, картузник, бывший барин и др. Все они – отчаявшиеся, бросившие надежду на светлое будущее люди.
Но для Луки – каждый человек представляет ценность. «Мне все равно. Я и жуликов уважаю, по-моему, ни одна блоха – не плоха» – объявляет он сразу по своем появлении. Для Луки не важно, каково было прошлое человека, каково его настоящее, для него главное – это вера в будущее.
Лука сразу вносит разлад в размеренную жизнь обитателей ночлежки. Он верит Насте, утверждающей, что в ее жизни была чистая, светлая любовь. Актеру Лука сообщает, что есть бесплатная лечебница, где могут вылечить алкоголизм. Лука помогает обрести веру Ваське Пеплу и его возлюбленной Наташе, говоря, что они смогут обрести свое счастье, смогут избавиться от мучительного прошлого, сбежав вдвоем в Сибирь. А умирающей Анне он обещает светлую загробную жизнь, помогая ей обрести спокойствие.
Но некоторые герои противостоят Луке, называя его «шарлатаном» (Бубнов), утверждают, что «правды он не любил» (Клещ), изумляются, « и чего это человек врать так любит?» (Бубнов). Позицию этого лагеря ярко отображают слова, сказанные Сатином: «Ложь – религия рабов и хозяев. Правда – бог свободного человека!» Однако, на мой взгляд, они не понимают простой истины, что в жизни человеку, особенно человеку «на дне», не правда нужна, а сострадание, утешение, надежда.
Но, к сожалению, после ухода Луки мы понимаем, что единственный луч света покинул темноту «дна». Впавший в отчаяние Актер кончает жизнь самоубийством. Васька Пепел убивает в драке Костылева и попадает в тюрьму. Наташа, его возлюбленная, вдруг исчезает. Все вновь возвращается на круги своя. И те, кто на протяжении всей пьесы боролись за правду, одерживают победу, с неодобрением вспоминая об исчезнувшем страннике, о Луке. И только здесь Сатин внезапно восклицает: «Он (Лука) врал – из жалости к вам!» и «ложе оправдывает ту тяжесть, которая раздавила руку рабочего… кто слаб душой – тем ложь нужна».
Таким образом, на мой взгляд, образ Луки – это олицетворение собой принципа «сладкой лжи» вместо «горькой правды». Я искренне считаю, что несмотря на всю хитрость и лицемерие Луки, он является, безусловно, положительным персонажем, действия которого, не согласовываясь с народными заповедями, все же отвечают принципам сострадания, уважения, гуманизма.