Комедия “Горе от ума” Александра Грибоедова является острым обличением московского дворянского общества XIX века. Она представляет конфликт двух противоположных сил: Чацкого, являющегося голосом прогрессивной эпохи, и фамусовского общества, олицетворяющего отсталость и неприятие перемен.
Чацкий, как яркий представитель “века нынешнего”, является человеком передовым и прогрессивным. Он противится крепостному праву, бессмысленному образу жизни, неразумному воспитанию и коррумпированной службе. Он стремится служить родине не требуя чинов и наград, а заботится о благе общества. Чацкий обладает своими убеждениями и принципами, и он не боится высказывать их, несмотря на то, что они противоречат привычкам и мнениям фамусовского общества.
Фамусовское общество, в свою очередь, является олицетворением старых порядков и отсталости. Его представители заняты только повседневными удовольствиями, такими как обеды, балы, карточная игра и сплетни. Они лицемерно льстят высшим классам, угождают им и презирают крепостных. Все их действия направлены на сохранение своего общественного положения и наживу.
Фамусов, как главный представитель этого общества, сам не развит и примитивен. В его доме царит неуважение и невежество, а его дочь Софья, под влиянием воспитания отца, становится эгоистичной и бесчувственной. Фамусовское общество не способно понять и оценить Чацкого, так как его идеалы и принципы чужды им. Они просто не способны смириться с тем, что их привычный уклад жизни может быть устаревшим и ошибочным.
Грибоедов, создавая образы персонажей, ясно делит их на положительных и отрицательных. Чацкий выступает положительным персонажем, воплощающим прогрессивные идеи и желание служить Отечеству. Фамусов и его окружение являются отрицательными персонажами, лишенными положительных качеств и закоренелых в своих устаревших убеждениях.
Конфликт между Чацким и фамусовским обществом является основной идеей комедии. Чацкий представляет новое время, стремление к прогрессу и изменениям, в то время как фамусовское общество стоит на защите старых порядков и привилегий. Грибоедов ярко демонстрирует противоречие между этими двумя силами, показывая, что конфликт эпох является неизбежным и необходимым для прогресса общества.
Хотя Чацкий оказывается в полном одиночестве и его обличительные монологи не вызывают сочувствия со стороны других персонажей, его роль в комедии является значимой. Грибоедов признает Чацкого человеком передовым, и его образ будет жить в сердцах людей навсегда. Чацкий олицетворяет стремление к прогрессу и служению Отечеству, и даже если его усилия кажутся напрасными и непонимаемыми для фамусовского общества, он остается символом противостояния устаревшим порядкам и образу жизни.
Таким образом, комедия “Горе от ума” Грибоедова является ярким примером противостояния между прогрессивной эпохой и застоявшимся обществом. Конфликт Чацкого и фамусовского общества является ключевой идеей повествования, демонстрируя противоречия и проблемы старой эпохи и необходимость перемен и прогресса.