“Бесприданница” – одно из наиболее известных произведений Александра Николаевича Островского, в котором раскрывается тема семейных отношений и моральных ценностей в России 19-го века. Персонаж Юлий Карандышев – один из ключевых в этой пьесе, через которого Островский раскрывает общественные проблемы своего времени.
Молодой Карандышев занимает низкую должность в администрации и живет небогато. Тем не менее, несмотря на отсутствие утонченного вкуса, он стремится произвести впечатление на окружающих, если не богатствами, то уж точно своеобразием. Интерьер его кабинета выдает недостаток вкуса и имеет три двери в непонятных целях. Карандышев, обладая хорошим зрением, начинает носить очки, чтобы придать себе важности. Хотя он беден, но пытается приглашать известных людей города на банкеты, где подает им дешевое вино низкого качества. Никто не уважает Юлия Капитоныча. Его терпят лишь из-за сочувствия к его невесте, Ларисе Дмитриевне Огудаловой, которая согласилась на брак с Карандышевым из отчаяния. Огудалова не имеет приданого, и поэтому не может рассчитывать на более удачную партию. Когда Огудалова осознала, что ее мечты о браке с Паратовым недостижимы, ей стало все равно, за кого выйти замуж – даже если это Карандышев.
Карандышев наивен и тщеславен. Он мнит о себе высоко, что такая красавица, как Лариса, согласилась стать его женой. Со временем он убеждает себя, что Лариса выходит за него замуж не из-за обстоятельств, а из-за его личных качеств, что только усиливает его гордость. Все вокруг смеются над Карандышевым, понимая истинные причины действий Ларисы, однако сам Юлий Капитоныч остается в неведении со своим самолюбием и ограниченным пониманием.
Юлий Капитоныч не ценит Ларису Дмитриевну, не понимает насколько ему повезло, что такой добрый и прекрасный человек станет ему женой. Девушка же делает все возможное, чтобы привыкнуть к мысли, что ей придется провести всю жизнь с таким мужем. В его неуместных действиях и бессмысленных поступках она пытается найти хотя бы малейший намек на положительные черты его характера. Лариса усердно защищает Карандышева и оправдывает его перед другими, но в глубине души она понимает, что он пустой, глупый и совсем не подходит ей. В результате девушка не только перестала уважать, но стала потихоньку ненавидеть Карандышева.
Осознавая ничтожество своего жениха, Огудалова делает отчаянный шаг. Лариса предпочла одну ночь с Паратовым безрадостному браку с Карандышевым.
Тихий и безобидный на вид Юлий Капитоныч впадает в ярость и убивает свою невесту, выстрелив в нее из пистолета. Умирающая Лариса спасает своего убийцу от тюрьмы, представив случившееся как самоубийство. Она берет пистолет из рук Карандышева и кладет его на стол, чтобы все подумали, что она застрелилась сама. Сомнительно, что такой трус, как Юлий Капитонович, признался бы в том, что он убил Ларису Огудалову.
Таким образом, в образе Юлия Карандышева Островский рисует портрет общества, в котором царят материализм, жестокость и нравственное разложение. Он показывает нам, как важны духовные ценности и нравственные ориентиры для здорового общества, и как общество может деградировать без них. Пьеса “Бесприданница” и сегодня остается актуальной, так как проблемы, которые в ней затронуты, не потеряли своей значимости.