Название “Гроза” Александра Николаевича Островского метафорически отражает грядущий конфликт в пьесе и атмосферу давления, которую испытывают ее персонажи. Через изображение быта и обычаев той эпохи, пьеса делает ударное заявление о мире обывателей, которое остается актуальным и сегодня.
Семейная жизнь и быт в “Грозе” представлены в очень четко ограниченных рамках. Диктатура патриархата, подчеркиваемая образом Кабанихи, создает ощущение давления и пустоты. Отношение к женщинам, к их чувствам и желаниям, ужасающе бесчеловечно. Женщины оказываются зажатыми в тиски общественного мнения, семейных устоев, унижений и насилия.
Героиня пьесы, Катерина – яркий образ жертвы деспотизма и инфантилизма общества, где обыватель теряет право на собственное мнение, свободу и чувства. Ее трагическая история является исчерпывающим комментарием к той действительности, которую Островский описывает.
Пьеса также показывает снисходительное отношение к любви, представляя ее как опасное и разрушительное чувство. Любовь Катерины и Бориса представлена как что-то запретное и угрожающее сложившимся в обществе представлениям о том, что правильно, а что нет. Это страшная картина мира, в котором естественны страсти и чувства одного человека подавляются во имя общественных устоев и предрассудков.
В целом, Островский с остроумием и жестокой правдивостью изображает мир обывателей в своей пьесе “Гроза”. Через свои персонажи он показывает, какие могут быть последствия, когда люди отказываются от своей человечности, ради общественного признания и “благопристойности”. “Гроза” остается мощной и важной работой, потому что она ставит под сомнение мир обывателей и настаивает на важности человеческих чувств, свободы и справедливости.