Михаил Юрьевич Лермонтов в своей лирике большое место уделяет не только развитию сюжета, но и различным философским изысканиям. Очень часто темы его произведений вращаются вокруг Бога и человеческого непослушания Ему. Этот религиозно-философский дискурс отчетливо просматривается в его лирике, отражая внутреннюю борьбу лирического героя с концепцией веры и неверия.
В стихотворении “Благодарность” Лермонтов язвительно обращается к Всевышнему, заостряя внимание на горьком принятии дарованной ему жизни. Через эту глубокую саркастическую благодарность, Лермонтов выражает свое бунтарское отношение к божественному предначертанию.
Образ Бога в лирике Лермонтова является противоречивым и сложным. Во многих стихотворениях, включая “Мой демон”, Бог изображается как всесильное, но несправедливое существо, ответственное за человеческое несовершенство. Это представление противоречит христианскому учению о добром и милосердном Боге, и порождает тему бунта и неверия в лирике поэта.
Но не всегда Лермонтов обращается к Богу с гневом и сарказмом. В стихотворении “Молитва”, он отражает более смиренное отношение к Всевышнему. Заключительные строфы обращены к Богу с просьбой освободить его от тяжелого бремени поэтического дара, чтобы он мог найти веру в своем сердце. Это выражение глубокого желания покаяния и смирения говорит о сложной и многоаспектной борьбе с верой, которую ведет лирический герой.
В заключении хочется отметить, что религиозно-философская лирика Лермонтова не однотонна. Она динамично развивается на фоне каждого из сюжетов, которые так или иначе касаются вопросов вокруг веры и неверия. Эти центральные мотивы глубоко связаны с общими философскими исканиями поэта, представляющими нашу человеческую борьбу с верой, сомнениями, рефлексией и надеждой.