Каждая глава великого романа Л. Н. Толстого «Война и мир» значима для понимания глубокого смысла произведения. Не являются исключением страницы, посвященные описанию первого бала главной героини романа Наташе Ростовой. Эта сцена помогает лучше понять характеры героев. Она является отправной точкой для развития новых отношений, резкого поворота судьбы.
Изображение бала Л. Н. Толстой начинает с описания предпраздничных хлопот в доме графа Ростова. Мы видим героиню, у которой нет ни минуты свободного времени. Забота о нарядах матери и сводной сестры Сони занимает все внимание Наташи. Осознание важности предстоящего события приходит к героине при выходе из дома. Девушка пытается надеть на себя маску важной светской дамы, но естественная непосредственность побеждает. Порог дворца Наташа переступает робкой замирающей от счастья и волнения девочкой. Это выделяет ее среди остальных дам, придает особое очарование.
Волнение Наташи передается читателям. Подробное описание блеска зеркал, красивых нарядов, музыки переносят нас в атмосферу праздника. Ослепленная, замирающая Наташа забывает о светских манерах. Ее не интересуют важные государственные лица, наряды остальных дам. Она ожидает чуда.
Л. Н. Толстой подчеркивает очарование Наташи Ростовой, неоднократно используя прием противопоставления. Сначала он сравнивает Наташу и Соню. Юные девушки, одетые в одинаковые платья, привлекали внимание окружающих, но взгляд хозяйки бала задержался именно на Наташе, а не на спокойной и сдержанной Соне. Эта едва повзрослевшая девочка выигрывает даже на фоне первой красавицы Петербурга Элен Безуховой.
Все искренние чувства и переживания девушки отражались на ее лице. Восторженная радость сменяется страхом и разочарованием: она боится остаться без партнера и затеряться в этой блестящей толпе. Какие-то мгновенья Наташа ощущает себя совершенно чужой, потерянной, одинокой. Состояние Наташи почувствовал Андрей Болконский. Он по просьбе Пьера приглашает юную красавицу на тур вальса. Этот танец коренным образом изменяет судьбу молодых людей. Наташа повзрослела, Болконский возродился для новой жизни.
Эпизод, изображающий первый бал Наташи Ростовой, играет важную роль в раскрытии идейного содержания романа. На балу зарождается любовь Наташи и Андрея. В этот вечер происходит прозрение Пьера, который, наконец, осознал порочность и низость своей жены. Естественное поведение, искренность Наташи оттеняет притворство и фальшь представителей светского общества. Неподдельная радость противопоставляется натянутым улыбкам, доброта и любовь — равнодушию и зависти.
Л. Н. Толстой не дает собственной оценки героям, но читатель понимает и разделяет позицию автора. Мы вместе с ним любуемся Наташей, сочувствуем Пьеру, осуждаем Бориса Друбецкого, презираем Элен.