Комедия А. С. Грибоедова поднимает многие социальные проблемы, в том числе и проблему взаимоотношений личности и общества. В центре действия молодой человек Чацкий, который является резонером, то есть выразителем идей автора.
Чацкий отличается от всех остальных героев комедии своим чувством правдивости и справедливости. За его смелые высказывания фамусовское общество считает его сумасшедшим. Чацкий, действительно, не похож на всех остальных героев комедии, которые живут по старым предрассудкам. Чацкий умен, образован, он хорошо переводит, пишет. Фамусов говорит о нем, что он “малый с головой”, но не служит, точнее, не находит в этом пользы. “Служить бы рад, прислуживаться тошно”, – говорит об этом Чацкий.
Он не позволяет Фамусову обсуждать его при Скалозубе, считая, что Фамусов – не судья для него, ведь у него устаревшие суждения. К тому же, Фамусов и всё его окружение не совсем чисты на руку, корыстолюбивы, преклоняются перед “мундирами”, с детства учат своих детей угождать вышестоящим лицам, быть такими же, как все, идти по проторенной дороге. Все, кто стремится к получению образования, к собственным суждениям и идеям, считаются в обществе Фамусова вольнодумцами, сумасшедшими. Таким же считался и Чацкий. Он не вписывался в стандарты общества, в его общепринятые рамки.
Между тем, Чацкий имеет сердце, способное любить. Он питает нежные и теплые чувства к Софии, из-за которой и возвращается в Москву. Но Софья уже испорчена нравами фамусовского общества, она считает воспоминания о ней Чацкого “ребячеством”.
Чацкий – сильная личность, он не боится идти против всех. У него на всё имеются собственные взгляды и суждения. Он понимает, что Москва не принимает его, что Софья предпочитает ему Молчалина. Молчалин же втайне влюблен в Лизу. Чацкий не выдерживает всей этой фальши, притворства, он вновь покидает Москву. Фамусов же думает прежде всего о том, что подумает и скажет княгиня Марья Алексеевна.
Чацкий – одинокий боец. На страницах комедии есть лишь упоминания о единомышленниках Александра Андреевича, но эти персонажи не появляются на сцене. Однако не зря критики назвали Чацкого «лицом победительным». Читатель ясно видит, кто прав в споре главного героя и фамусовского общества. Моральная победа на стороне Чацкого.