Сочинение на тему «Честь и бесчестие» (по повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»)

        В 1837 году Александр Сергеевич Пушкин стал получать письма отвратительного содержания, в которых оскорбляли его жену, которую он очень любил. Наталью Николаевну обвиняли в том, что она изменяет мужу. Пушкин не мог стерпеть такого оскорбления чести своей жены. Поэт вызвал на дуэль того человека, которого он подозревал в сочинении этих писем, Дантеса. На этой дуэли наш великий поэт был смертельно ранен. Михаил Юрьевич Лермонтов посвятил ему стихотворение «Смерть поэта», в котором есть такая строчка: «Погиб поэт – невольник чести». Мне кажется, Лермонтов очень точно обозначил одну из главных черт нашего великого поэта: Пушкин был поистине человеком чести. Теме честь посвящено много его произведений. Я бы хотел остановиться на романе «Капитанская дочка».

 

        Пушкин предпослал своему произведению эпиграф «Береги честь смолоду». Тем самым он дал нам понять, что проблема чести будет одной из основных в этой книге. И действительно, с точки зрения чести поэт рассматривает всех персонажей своего произведения. Все они в какой-то момент оказываются перед выбором: честь или бесчестие – и принимают какое-либо решение. В зависимости от того какой путь он изберет для себя, герой становится или положительным, вызывающим уважение, или же отрицательным, вызывая презрение.

        Впервые мы слышим пословицу «Береги честь смолоду» из уст отца Петра Андреевича Гринёва. Отец провожает своего сына на службу и, конечно, не предполагает, что служба эта может оказаться опасной. Он думает, что она будет просто трудной, хочет, чтобы молодой человек на себе испытал, что такое тяжелая солдатская доля. И всё же он дает сыну наказ: «Служи верно, кому присягнешь; слушайся начальников; за их лаской не гоняйся; на службу не напрашивайся; от службы не отговаривайся; и помни пословицу: береги платье снову, а честь смолоду». И Гринев, который очень любит и уважает своего папу, принимает его наказ близко к сердцу.

        В экстремальной ситуации и при самых обычных обстоятельствах жизни Петр Гринев неизменно действует в соответствии с тем, что советовал ему отец: всегда поступает по чести. Иногда это глупый случай, вроде необходимости отдать «долг чести» Зурину, но уже тот факт, что это важно для Гринёва, говорит о нём как о человеке, готовом понять важность такого понятия, как честь.

        Затем Гринёв показывает себя очень честным и порядочным человеком, когда он общается с Машей и Швабриным. Когда он отстаивает честь любимой девушки в поединке, ему в голову не приходит напасть на Швабрина исподтишка, как поступает его противник. Гринёву не стыдно попросить прощения у крепостного слуги Савельича: он понимает, что виноват.

        Но более всего мы понимаем, как важны понятия чести для Петра Андреевича, когда начинается нападение пугачевцев. Гринёв храбро сражается. Когда он, как остальные офицеры, схвачен, стоит перед виселицей, он готовится честно принять смерть, но не признать самозванца царем. Это ему не потребовалось: Пугачёв признал Гринёва (они встречались во время бурана, и Петр Андреевич подарил Пугачеву заячий тулупчик). Пугачёв решает в благодарность сохранить Гринёву жизнь и приглашает его к себе на пир. После пира Гринёв и бунтовщик беседуют, и Пугачёв снова предлагает юноше признать его царем. Теперь Гринёву очень тяжело это сделать: он уже обрадовался, что остался жив, и понимает, что любое неправильно сказанное слово может всё переменить и привести его к смерти. Всё же он перебарывает страх и отвечает так же, как он говорил прежде, но отвечает мягко, апеллируя к самому Пугачёву и его мнению: «Подумай сам, как я могу признать тебя царем?» Пугачёв предлагает ему, пусть даже не веря, перейти на его службу, но и от этого Петр отказывается: ведь он уже принёс присягу государыне. Пугачёв прощает его и отпускает; мало того: он испытывает уважение и симпатию к Гриневу за его смелость и твердость в вопросах чести.

        Если Гринёв – образец чести, то Швабрин – символ бесчестия в романе Пушкина. Выбирая между честным и бесчестным поступком, он всегда выбирает второе. Он распространяет подлые слухи о Маше за то, что она отвергла его чувства; он подло, исподтишка, ранит Гринева; он изменяет присяге и переходит на сторону Пугачёва, чтобы только сохранить свою жизнь; он держит в плену ещё не оправившуюся от болезни и от горя Машу, настаивая, чтобы она стала его женой, а потом предает дочь капитана Миронова Пугачёву и его приспешникам, понимая, что они ее замучают, убьют. Единственный порядочный поступок, который совершает всё-таки Швабрин, – это то, что он не называет ее перед следователями. Наверное, немножечко совести в этом человеке еще сохранилось. Но зато он охотно оговаривает Гринёва и клевещет на него.

        Многие люди думают, что понятие чести в наше время уже устарело. Как уверяет один юморист, «в наше время про честь можно только прочесть». Я думаю, он не прав. Честь – это качество, которое во все времена будет отличать порядочных людей от подлых. И если кто-то не понимает, что это такое, то это его проблема, а не проблема общества. Каждый человек, если хочет, может жить по законам чести: не лгать, не предавать, не наносить удар в спину, помогать друзьям, не бояться стоять за правду. Это под силу любому из нас, и именно об этом хотел, мне кажется, сказать нам Пушкин своим романом.