В своем гениальном произведении «Евгений Онегин» Александру Сергеевичу Пушкину удалось воссоздать образ целой эпохи. Здесь умело изображены представители различных социальных групп, показаны особенности воспитания и образования дворянской молодёжи XIX века.
Автор существует в романе наравне с героями. Он не сливается с образом Евгения Онегина, как часто это бывает в лирических произведениях. Наоборот, он присутствует в романе как самостоятельная личность, близкий друг главного героя, устами которого рассказывается история несчастной любви петербургского повесы и чудесной девушки.
Несмотря на схожесть воспитания и образования, которое получили главный герой и автор («Мы все учились понемногу/Чему-нибудь и как-нибудь,/Так воспитаньем, слава богу,/У нас немудрено блеснуть»), в романе не раз подчеркиваются различия между ними («Всегда я рад заметить разность / Между Онегиным и мной…»). Пресыщение светской жизнью, которое настигло их обоих, вызвало у Онегина некую циничность и саркастичность, поэт же, напротив, сохранил способность видеть прекрасное и восхищаться им. Автор не скрывает своей любви к театру и восторгов, которые вызывали в нем балы. Он много раз был влюблен, но лживость и фальшь не являются чертами его характера. Для авторских монологов характерны лиризм и красота.
Внутренний мир повествователя богат и уникален, он тонко чувствует окружающий мир, природу. Неспроста Татьяна становится его любимым образом. Он сумел увидеть в ней то, что не разглядел искушенный страстями Онегин. Также близок ему и образ Ленского, который очень напоминает молодого Пушкина – романтика.
Автор ведет с читателем непринужденную беседу, создавая атмосферу достоверности происходящего в романе. К концу повествования он становится не только близким знакомым Евгения, но и хорошим другом самого читателя, который невольно начинает переживать и за его судьбу.
Кто б ни был ты, о мой читатель,
Друг, недруг, я хочу с тобой
Расстаться нынче как приятель.
Прости. Чего бы ты за мной
Здесь ни искал в строфах небрежных,
Воспоминаний ли мятежных,
Отдохновенья ль от трудов,
Живых картин, иль острых слов,
Иль грамматических ошибок,
Дай бог, чтоб в этой книжке ты
Для развлеченья, для мечты,
Для сердца, для журнальных сшибок
Хотя крупицу мог найти.
За сим расстанемся, прости!