Одним из самых известных и талантливых писателей дореволюционной России является А.И. Куприн. О его таланте можно судить, читая его произведения. Нельзя остаться равнодушным, прочитав повесть «Гранатовый браслет». Недаром это произведение было названо «гимном возвышенной любви». «Гранатовый браслет» Куприн написал в тысяча девятьсот десятом году. В повести говорится о великой любви бедного телеграфиста Желткова к даме из светского общества, княгине Вере Николаевне Шеиной.
Чистой, самоотверженной любовью любил Веру Николаевну Желтков. Он пронёс это чувство через всю свою жизнь. Ещё совсем юным увидел он это прелестное создание и понял, что он любит её потому, что нет человека прекраснее Веры, нет ничего на свете, похожего на неё. Желтков пишет: « В вас как будто бы воплотилась вся красота земли…» Но Вера остаётся холодна к его чувствам, к его переживаниям. У неё есть муж, положение в обществе. Разве может княгиня обратить внимание на бедного телеграфиста, проживающего в крошечной квартирке, похожей на кают-компанию грузового парохода? Увы, это даже представить трудно.
«Ах, это то!» – с презрением думает Вера, читая письмо Желткова. Её муж, Василий Шеин, знает о преданном поклоннике жены. Княгиня ещё до свадьбы посвятила Шеина в эту историю. Василий отреагировал весьма жестоко. Он начинает высмеивать поступки Желткова в своём юмористическом альбоме. Раньше Желтков писал почти ежедневно романтические письма Вере Николаевне и даже ждал на них ответа. Но шли годы, и у «маленького человека» осталось лишь вечное преклонение и рабская преданность своей богине. «Я кланяюсь до земли мебели, на которой Вы сидите, паркету, по которому Вы ходите…», – пишет Желтков.
Но всякая безответная любовь заканчивается трагично. Вера как будто предугадывает печальный финал. «Точно кровь!» – думает с тревогой княгиня, глядя на браслет. Уже в этой, казалось бы незначительной детали, Куприн даёт возможность читателю предугадать грустный конец повести. Вера, как верная супруга, показывает мужу подарок телеграфиста. Василий Шеин и брат княгини Булат – Тугановский решают навсегда поставить точку в этой затянувшейся ситуации.
Желтков, видя их на пороге своего дома, поначалу теряется. Но уже через несколько минут он, взяв себя в руки, ведёт разговор довольно смело. «Вы позволите мне отлучиться на десять минут? Я от вас не скрою, что пойду говорить по телефону с княгиней Верой Николаевной», – просит позволения бедный телеграфист.
Возможно, он и сам решил разобраться в давно уже мучившей его ситуации, понять, испытывает ли хоть какие – нибудь к нему чувства Вера. И когда он понял, что отвергнут, что княгине никогда не были приятны его письма, то решил перейти в иной мир, чтобы забыть, навсегда забыть свою невоплотившуюся в реальность в мечту, свой мираж. Он понял, что жить больше незачем.
Да, княгиня лишь потом поняла, что настоящая любовь обошла её стороной, хотя нет, она сама её упустила.
«Почём знать, может быть, твой жизненный путь пересекла настоящая, самоотверженная, истинная любовь», – вспомнила Вера слова Аносова. Она как будто очнулась ото сна, но было уже слишком поздно. Вера потеряла самое дорогое, что дано немногим, – любовь человека. Автор показывает нам образ, обладающий великим даром – способностью искренне любить. Ведь немногие могут так долго самоотверженно преклоняться перед своим кумиром. И именно те немногие редко бывают любимы. Безответная любовь больнее телесной раны. Эта рана душевная, лекарство для которой вряд ли найдёшь в аптеке.
Да, княгиня, не заметили вы столь прекрасное чувство. А раскаяние сейчас – это пустое, опоздавшее.
«Да святится имя Твоё, Вера Николаевна».