«Мысль семейная» в романе «Война и мир»

       Роман-эпопея одного из величайших писателей в истории мировой литературы Л.Н. Толстого «Война и мир» будто в калейдоскопе показывает нам сменяющиеся события, сюжетные линии, персонажей главных и второстепенных. И вместе с этим смысловые вершины произведения – идеи добра, любви, национального чувства и семьи.

       В романе писатель планомерно раскрывает нам жизнь трёх семей, которые являются как бы сосредоточием всех событий, в том числе военных, которые имели колоссальное значение для всей России и Европы. Семьи Ростовых, Болконских и Курагиных на контрасте изображают, что есть истинная семья.

       Ростовы – добродушные люди. Всё семейство от отца и матери до племянницы, которую они взяли на воспитание в свой дом, проникнуто душевным теплом, любовью друг к другу и ко всему миру, его простым радостям. В этих людях нет жеманства или лицемерия. Представители семьи просты в общении, близки к своему народу и любят Отечество не словах, а на деле. В трудное время войны сыновья Николай и Пётр уходят защищать Родину, оставшиеся терпеливо переносят тяготы войны и даже жертвуют своим имуществом при отступлении, показывая истинное человеческое благородство, которое можно было взрастить только в крепкой и любящей семье.

       Немного схожа с Ростовыми семья Болконских. Конечно, глава семейства Николай Андреевич чужд тёплых нежностей, у него строгий, холодный характер, что отразилось на процессе воспитания и на детях. Однако князь так же, как и Ростовы, лишён пороков, разрушающих крепкие узы семьи, её вековые патриархальные устои. По порядку и закону были воспитаны его дети: сын – настоящий патриот, дочь – горячо верующая христианка, смиренно терпящая причуды отца и любые жизненные невзгоды. Все они до последнего верны своей Отчизне в судьбоносное для неё время.

       Противоположна этим семействам семья Курагиных. Хотя даже просто называть её семьёй можно с натяжкой. Князь Василий Сергеевич был приятелем Анны Павловны Шерер и прекрасно вписывался в «паутину» сплетен, пересудов, интриг её салона. Он был подобен сам пауку, который умело может сплести удачные обстоятельства для престижного своего существования. При этом, даже будто заботясь о выгодных партиях для своих детей, счастье его чад его мало волнует, важен лишь факт высокого положения в светском обществе. Дети же, естественно, похожи на отца. Красивая пустышка Элен пользуется своей привлекательностью, любит праздный образ жизни, рушит жизнь своего добродетельного супруга. Сын Анатоль Курагин, кутёжник и позёр, также не заботится о человеческих чувствах и без стыда порочит юную чистую Наташу Ростову. Сам Василий Курагин отрицает идею семьи: «…У меня нет шишки родительской любви», «мои дети – обуза моего существования». Семья Курагиных – яркий пример разрозненного существования людей, полных пороков, которым слово «семья» практически ничего не говорит.

       Но в финале романа читатель видит две новые семьи: Безуховых-Ростовых и Ростовых-Болконских, чьи лучшие черты смешались и образовали новые прочные союзы, наполненные настоящим семейным чувством любви и единства. Такой счастливый конец подтверждает проведённую сквозь весь роман Л.Н. Толстым идею единства – «мысль семейную».