Роман Ивана Сергеевича Тургенева «Отцы и дети» стал своеобразным символом своей эпохи. Дворянство как класс изживало себя, на смену ему приходили молодые деятели. Для этого периода было характерно зарождение такого течения, как нигилизм. Нигилисты отрицали все истины и ничего не принимали на веру. Самым ярким образом нигилиста в русской литературе является Евгений Базаров, герой романа И.С. Тургенева.
При первой встрече с Базаровым читатель видит молодого человека, лицо которого выдает незаурядный живой ум. Евгений прямолинеен, лишен чувства такта и прочих, бессмысленных на его взгляд, манер. Молодой нигилист яростно отстаивает свою точку зрения. Он высмеивает дворянские привычки и жизненный уклад братьев Кирсановых, ему чужд аристократический образ жизни.
Гордый и самоуверенный Базаров встречает прекрасную Анну Сергеевну Одинцову. Впервые он видит ее на балу и сразу отмечает, что эта женщина не похожа на других. Постепенно его душу охватывает сильное чувство к Анне Сергеевне. Для него это становится трагедией, так как само признание существования любви рушит теорию отрицания всего прекрасного и возвышенного. Духовные терзания Евгения и кокетливое поведение Анны заставляют его признаться в своих чувствах. Базаров и Одинцова совершенно разные люди, их мнения и взгляды на жизнь в корне различаются, но оба являются очень сильными и умными личностями. Во время нахождения в Никольском, в гостях у Одинцовой, Евгений много времени проводит с хозяйкой поместья, они ведут увлекательные беседы, много спорят. Одинцова видит, что Базаров испытывает к ней нежные чувства, она и сама чувствует зарождение любви, но его пылкое признание пугает её. Анна Сергеевна понимает, насколько они непохожи, она пугается любви Базарова. Спокойное и размеренное существование для нее важнее отношений с Евгением Васильевичем.
Получив отказ от Одинцовой, Базаров злится на себя за проявленную слабость. Но именно с этого момента в его сознании начинают происходить перемены. Благодаря любви, он становится богаче духовно, и расширяет рамки нигилистического отрицания человеческих чувств. Евгений до и после встречи с Одинцовой – это два совершенно разных человека.
В финале романа происходит еще одна, на этот раз последняя, встреча героя с возлюбленной. Находясь при смерти, Евгений просит отца послать нарочного к Анне Сергеевне с поклоном от него. Одинцова приезжает к Базарову и привозит с собой доктора, но даже светило медицинской науки уже не в силах вылечить молодого человека. Женщина, увидев мертвенно-бледное лицо Базарова, испытала ужас, она осознала, что, вероятнее всего, не любила его. Он это понял, но его прощальная речь звучала горячо: «Ну, что ж мне вам сказать… я любил вас! Это и прежде не имело никакого смысла, а теперь подавно. Любовь — форма, а моя собственная форма уже разлагается. Скажу я лучше, что — какая вы славная! И теперь вот вы стоите, такая красивая…».
Тургенев, проводя Базарова через испытание любовью, показал несостоятельность его отрицания романтических чувств. Евгений Васильевич, полюбив, открывает в себе новую глубину, и это делает его образ еще более привлекательным и интересным. Трагический финал романа показывает глубину одиночества и непонятости образа главного героя.