В романе Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита» описаны невероятные события: Москву 30-х годов посещает князь тьмы со своей свитой. Цель визитёров – проведение бала сатаны.
Эпиграфом к роману служат строки из трагедии И.В. Гёте «Фауст»:
«…Так кто ж ты, наконец?
— Я — часть той силы,
Что вечно хочет зла
И вечно совершает благо».
Эти слова дают очень точную характеристику сложному, многослойному образу Воланда, князя тьмы, мессира, дьявола. Он выступает носителем справедливости, правосудия, и зло, которое творит он и его свита, неизбежно служит добру.
Впервые читатель сталкивается с Воландом на Патриарших прудах, где он вступает в беседу с председателем МАССОЛИТа Берлиозом и молодым бездарным поэтом Иваном Бездомным. Впечатление этот персонаж создаёт весьма внушительное. Его образ, описанный М. Булгаковым, весьма отличается от хрестоматийного изображения дьявола. С виду это весьма почтенный господин, «…росту был не маленького и не громадного, а просто высокого. Что касается зубов, то с левой стороны у него были платиновые коронки, а с правой – золотые. Он был в дорогом сером костюме, в заграничных, в цвет костюма, туфлях. Серый берет он лихо заломил на ухо, под мышкой нес трость с черным набалдашником в виде головы пуделя. По виду – лет сорока с лишним. Рот какой-то кривой. Выбрит гладко. Брюнет. Правый глаз черный, левый почему-то зеленый. Брови черные, но одна выше другой. Словом – иностранец».
Москвичи, встречаясь с Воландом и его свитой, даже не предполагают, что это настоящий властитель тёмных сил. Он обладает безграничным спокойствием, он внимателен, рассудителен и, как это ни парадоксально, справедлив. Мессир не творит зла ради наслаждения насилием, а заслуженно наказывает лгунов, взяточников, доносчиков, подлых людей. Порой его наказания очень жестоки и ужасающе страшны, но они всегда заслужены жертвой. Таким образом, дьявол у Булгакова не чистое порождение зла и ненависти, а, скорее, карающая сила, воздающая по заслугам.
Не чуждо Воланду и понимание людей. Устраивая в Варьете сеанс чёрной магии с разоблачением, он видит, что со времени его последнего посещения земли, люди не слишком изменились: «Ну что же, – задумчиво отозвался тот, – они – люди как люди. Любят деньги, но ведь это всегда было… Человечество любит деньги, из чего бы те ни были сделаны, из кожи ли, из бумаги ли, из бронзы или из золота. Ну, легкомысленны… ну, что ж… и милосердие иногда стучится в их сердца… обыкновенные люди… в общем, напоминают прежних… квартирный вопрос только испортил их…».
Воланд наблюдателен и отлично подмечает человеческие слабости. Через его образ Михаил Булгаков обнажает пороки современного ему общества, его невежество, мелочность, отсутствие идеалов, скрытые за фасадом внешне благополучной жизни. Чем больше мерзких личностей разоблачает свита князя, тем ярче на их фоне выступают действительно достойные люди. Маргарита, без сожаления отказавшаяся от материальных благ, готовая на всё ради спасения любимого. Сам Мастер, не желающий никому зла, талантливый человек. Они получают свою награду, к которой так стремились.
Несмотря на то, что Воланд и Иешуа находятся на разных сторонах, являются противниками, чувствуется, что есть нечто, приближающее приспешника тьмы к адепту любви и добра. Это внутренняя жажда справедливости и искренности.
Итак, Воланд – это, без сомнения, зло, но зло необходимое, без которого нет справедливости. «…Что бы делало твоё добро, если бы не существовало зла, и как бы выглядела земля, если бы с неё исчезли тени?» – говорит Воланд Матвею. Воланд в романе Булгакова – это воплощение правосудия.