С портретов М.Ю. Лермонтова смотрит на нас совсем молодой человек с благородными чертами смуглого лица, на котором выделяется высокий чистый лоб и большие печальные глаз. Такой взгляд присущ обычно разочаровавшимся, одиноким людям.
Лермонтов действительно был очень одинок и так и не нашел взаимной любви в течение своей столь короткой жизни. Может быть, поэтому в своих гениальных произведениях он так внимательно и серьезно изучал женскую душу, стараясь постичь ее глубину.
Среди героинь, созданных воображением Лермонтова, хочется особенно отметить женские образы романа «Герой нашего времени».
Именно благодаря таким разным и прекрасным женщинам читателю удается понять внутренний мир главного героя произведения – Печорина, вникнуть в противоречия, терзавшие его.
Гордая и цельная черкешенка Бэла, очаровательная княжна Мэри, загадочная ундина, благородная Вера как будто «высвечивают» истинную суть главного героя.
На Кавказе Печорин встречается с горянкой Бэлой. Стройный стан, выразительный взгляд огромных глаз, искренность и удивительная доверчивость Бэлы разжигают огонь в груди главного героя. Он начинает настоящую охоту на девушку, заваливая ее подарками и комплиментами. Однако добившись любви, быстро охладевает к Бэле. Ее самобытность и чистота превращаются для Печорина в «невежество и простодушие», а самоотверженная любовь – в надоевший скучный роман.
Бэла погибает от кинжального удара Казбича, но, по сути, именно Печорин убивает девушку, удовлетворяя свое самолюбие и эгоизм.
Не удалось избежать участи наскучившей куклы и княжне Мери Лиговской. Григорий Александрович вполне оценил аристократизм, обворожительную внешность и образованность юной девушки из высшего общества. Однако и ее не пощадил циничный, безжалостный скучающий герой. Первое чистое чувство семнадцатилетней княжны раздавлено холодностью Печорина. Униженная Мери с ненавистью прощается с ним, оставляя на память о первой любви разочарование и горечь.
Удивительно романтичен и своеобразен образ безымянной героини из новеллы «Тамань». Печорина покоряют породистая внешность, распущенные волосы и полный магнетизма взгляд «честной» контрабандистки. Он увлекается ее необычным обликом, голосом и ненароком вмешивается в жизнь девушки, вынужденной по вине главного героя романа покинуть родной берег. И опять Печорин несет боль и разлуку.
Единственная женщина в романе, которую Печорину не удалось предать или забыть, – Вера. Он любит и любим, но Вера не свободна. Может быть именно поэтому так долго и мучительно длятся чувства и переживания героя? Лермонтов рисует Веру очень цельной и глубокой натурой.
Бэла, Вера, Мери по-настоящему, всем сердцем любили Печорина, но ни одну из них он не сделал счастливой. Возможно, потому, что не мог любить так, как умели они… А может быть, потому, что сам не знал, что есть счастье?