Незаурядная личность М.А. Булгакова и его талант в своё время порождали множество споров и вопросов. Полон загадок и философских вопросов последний роман Булгакова «Мастер и Маргарита». Это уникальное произведение имеет очень интересную композицию, это «роман в романе». Страницы, описывающие основные события, премежаются со страницами рукописи Мастера. Москва, современная автору, перекликается с древним городом Ершалаимом.
Одним из ключевых образов романа является Иешуа Га-Ноцри, бродяга – философ, попавший на суд к Понтию Пилату за крамольные речи о разрушении старого храма веры. Иешуа – это булгаковский Иисус Христос, но, в отличие от своего прототипа, он не имеет божественного начала, это простой человек, обладающий огромным даром любви к людям. Известно, что Михаил Булгаков был разочарован в церковной вере, но и не был абсолютным атеистом, и созданный им образ Спасителя во многом противоречит образу Иисуса Христа, но содержит результат духовных поисков писателя. Иешуа – человек, он испытывает чувство страха, боится боли, страдает от неё, радуется избавлению от мучений. Интересно, что герой не видит разницы между Игемоном, Крысобоем, Иудой, для него все они «добрые люди», он всех искренне прощает, считая, что нет на свете злых людей, все люди хорошие, только покалеченные обстоятельствами. Он честен в своих суждениях, открыт для собеседника, и именно этим располагает прокуратора к себе. Во время их беседы философ говорит, что скоро настанет время, когда в мире не будет несправедливости, не будет власти людей друг над другом, а будет царить мир и добро.
Га-Ноцри – это пример идеального человека в понимании Булгакова. В романе отсутствует детальное описание его внешности, за исключением нескольких моментов. Так происходит потому, что мысли и рассуждения персонажа более важны для восприятия читателем, нежели его внешность.
Понтий Пилат проникается уважением к философу, пытается спасти его от казни, но у него ничего не выходит. Вместо Иешуа, помилование получает совсем другой человек. Прокуратор не хочет рисковать своим положением, чтобы помочь Га-Ноцри. И казнь свершается. А в момент смерти философа происходит страшное: на город обрушивается невиданная тьма. Она поглощает Ершалаим, как бы стирая его с лица земли. Возникает ассоциация с грядущим Страшным Судом. Пилат понимает, что произошло непоправимое, он чувствует свою вину в смерти Иешуа, ему не дают покоя слова бродяги о том, что трусость – самый главный человеческий порок. Игемон понимает, что эти слова о нём. Он пытается очистить совесть, организуя убийство предателя Иуды. Но это не спасает его.
Иешуа, закончив своё физическое существование в романе Мастера, обретает вечную жизнь на заключительных страницах произведения. Он просит Воланда даровать покой Мастеру и его Маргарите, а сам остаётся вести беседу с помилованным Понтием Пилатом, прогуливаясь по лунной дороге. Это образ безмерной любви к людям и великого всепрощения. На примере Иешуа Га-Ноцри М. Булгаков показал, что каждому человеку необходимо найти в себе свет и любовь.