Роман «Мастер и Маргарита» по праву можно назвать одним из самых культовых произведений в русской литературе двадцатого века. Он затрагивает наиболее актуальные проблемы общества: человеческая жадность и озлобленность, творчество, противостояние добра и зла и, конечно же, любовь — вечная тема для литераторов любого времени.
Центральной историей является любовь Мастера и Маргариты. Она успела стать эталоном, образцом тех чувств, о которых мечтают все влюбленные. Мастер — писатель, настоящий романтик, и Маргарита, воплощение чувственности и женственности, – это люди, сердца которых соединились случайным образом. Но эта любовь оказалась столь возвышенной и сильной, что помешать ей не в силах никто и ничто. Сам Воланд, повелитель темных сил, подчиняясь договору, поможет им обрести друг друга, несмотря на все трудности и потери.
Роман «Мастер и Маргарита» полон идеи любви в каждой из тонких нитей повествования. Это всепоглощающее чувство выражается здесь не только в отношениях мужчины и женщины; любовь Мастера к книге, любовь Пилата к своей собаке — везде присутствует жертвенность и желание до конца разделить участь, как счастливую, так и печальную.
Любовь Маргариты к своему Мастеру в произведении показана как могущественная сила, которую питает книга. Именно после гибели романа герои теряют друг друга. Именно после возвращения его Воландом они соединяются вновь. Мастер — творец, которому необходима мягкая, но всепобеждающая женская сила. Вместе они — непобедимы.
Оба героя изначально одиноки — именно так они чувствуют, узнают друг друга из тысяч людей. Они нуждаются друг в друге, и появление Маргариты в подвальчике озаряет жизнь Мастера новыми красками. Ей не нужна обеспеченная жизнь, полная материальных ценностей и любви мужа, — только Мастер, талантливый и такой же одинокий, как она. Маргарита не хочет жить без любви; встреча с Мастером меняет всё в ней, и за любимого женщина готова даже заключить сделку с дьяволом.
Часто звучит мнение, что главной темой романа является сущность добра и зла. Я считаю, что любовь тесно затрагивает данный вопрос, ведь именно это чувство, настоящее, искреннее, не оставляет равнодушным даже Воланда. Любовь, способная победить смерть, победит всё.
Великое чувство, соединяющее сердца, вынуждено родиться среди людей, не понимающих глубины творчества и силы любви. Ему нет места среди приземленных, бездуховных людей советской действительности; поэтому влюбленным даруется смерть как благо, как освобождение от всех мучений, страхов и потерь. В этом моменте — боль автора: ведь самое светлое, существующее в действительности, вынуждено покинуть её, оставив земную жизнь. Но ведь любовь вечна, поэтому Мастер и Маргарита, разделяющая судьбу того, кого она любит, обретают вечный покой.