Произведение Михаила Афанасьевича Булгакова «Мастер и Маргарита» поражает своей философской глубиной и масштабностью. В романе удивительно сочетаются самые разные образы, проблемы личностные и общественные, современные и вечные. Важной частью постановки одной их таких проблем, касающихся всего человечества, является персонаж романа – Понтий Пилат.
Прежде чем размышлять о роли данного человека в произведении, нужно задаться вопросом – а кто такой Понтий Пилат вне контекста булгаковского романа. Из истории мы знаем, что он был римский префектом Иудеи c 26 по 36 годы н. э., римский всадником, то есть лицом достаточно высокого государственного порядка, имеющим множество привилегий и обладающим правом вершить правосудие в подчинённой области. По историческим данным Понтий Пилат являлся очень жестоким префектом, современники свидетельствуют о его самодурстве, насилии и игнорировании суда при вынесении наказания провинившимся. Но ведь нам всем знаком евангельский сюжет о суде Пилата, на котором префект предстает в несколько ином свете. Он кажется не таким жестоким, он, можно сказать, защищает Иисуса перед всем народом и синедрионом и «умывает руки» при решении подчиниться в приговоре воле иудеев. Так что же это за личность и почему в романе М.А. Булгакова мы не находим Пилата безмерно жестоким и дурным?
Ответ на этот вопрос кроется в глубокой психологии образа Понтия Пилата. Пятый прокуратор Иудеи – человек однозначно несчастливый, его тяготит собственное служебное положение, обязанности, хроническая усталость, характер и немолодое, болезненное тело. Все эти факторы делают его личность несвободной, они подавляют Пилата, застилают глаза пеленой мрачности и беспросветности существования. Он в высшей степени является отражением проблем экзистенционализма. Более того, Понтий Пилат воплощает в себе самый ужасный порок человека, по мнению автора, – трусость. Она проявляется в его малодушии, в частности, когда он будто хочет спасти Иешуа, но гнев народа, который он, кстати, уже предал по трусости когда-то, пугает его, в нём недостаёт храбрости провозгласить собственную волю, он идёт по пути меньшего сопротивления и фактически позволяет казнить Га-Ноцри. Боится он и доноса, и гнева императора. Однако он свою вину осознаёт, его совесть не спит, она гложет его ещё сильнее и этим усугубляет душевные самотерзания. Пилат пытается на деле смягчить свой грех: узнав, что Иешуа был предан Иудой, он велит убить предателя. Но даже это не облегчает жизни прокуратора, он уже слишком устал, он не в силах бороться со своей грешной природой. И автор позволяет Понтию Пилату разделить участь Мастера и Маргариты – отправиться на вечный покой. Он так же, как и они, не заслуживает света, но заслуживает прощения и душевного покоя, свободы от земных буйств и пороков.
Так, Понтий Пилат в романе представляет собой личность очень непростую, наполненную глубоким психологизмом и трагичностью. Через него раскрываются многие философские проблемы, нравственные вопросы, о которых можно размышлять вечно – так же, как и о том, кем именно был прокуратор Иудеи Понтий Пилат.