Образ Обломова

       «Обломов» — реалистический роман, интересный нашему поколению теми темами, которые он затрагивает. В наше время тоже можно встретить подобных людей, только нередко они лежание на диване заменяют виртуальным миром интернета.

       Главный герой — потомственный дворянин, образованный человек, достаточно обеспеченный (с тремя сотнями душ крестьян). Но все это перечеркивается патологической ленью, инертностью и бездеятельностью персонажа: «Мягкость была господствующим и основным выражением, не лица только, а всей души».

       Обломов очень беспомощный человек — без слуги он «не умел ни встать, ни лечь спать, ни быть причесанным и обутым, ни отобедать». Лежание для него, как для больного, являлось необходимостью. В такие моменты он мечтает: представляет себя великим, живет в выдуманном мире своими иллюзиями.

       Воспитанный в неге, Обломов, столкнувшись с реалиями государственной службы, очень быстро оттуда уволился, дабы не подвергать себя волнениям.

       Для нас кажется дикостью, что человек может не умываться (и, вероятно, не мыться), но для Обломова это естественный образ жизни. При этом он газет не читает принципиально, а книги так и лежат начатыми. И, если сразу после выхода романа Обломова считали чувствительным мечтателем с тонкой натурой, то сегодня его назовут деградирующим человеком.

       Все в доме происходит без участия барина —  старый слуга Захар сам решает, что входит, в круг его обязанностей, а что нет – и обворовывает хозяина по мелочи. Еще более нечистый на руку староста очень плохо ведет дела в имении, но у Ильи Ильича не хватает решимости с ним разобраться — то нет под рукой бумаги или чернил, то пора завтракать.

       Обломов не выбирается в люди, а довольствуется только приходящими в дом знакомыми (которые тоже его используют). Но их с каждым годом становится все меньше, а верный друг Штольц, который может сподвигнуть его хоть на какие-то действия, не всегда бывает рядом.

       Андрей — полная противоположность Илье Ильичу, он весь в движении, в поездках и стремлениях улучшить жизнь свою и окружающих. Его деловая хватка приносит ему уважение людей и реальные доходы.

       Именно Штольц прикладывает максимум усилий, чтобы вернуть друга к жизни.  Он знакомит Илью с Ольгой, и вспыхнувшая между ними любовь могла бы стать той спасительной нитью, которая вытянула героя из апатии и бездеятельности. В разгар романа любимая пробудила его на некоторое время к жизни: заставляла читать книги и ходить в гости. Но Обломов сам, после размышлений, отказывается от девушки, а потом и она от его.

       Образ Обломова, по меткому замечанию Добролюбова, воплотил в себе типичные черты русского барина 60-х годов XIX века: привычка все получать без усилий приводит к деградации личности. Жизнь без перемен, в праздности и однообразии ни к чему хорошему не приведет. Это чувствует и сам главный герой: «Мне давно совестно жить на свете».

       Автор утверждает, что у героя «светлая, чистая душа и гуманное сердце». Но эти черты характера при отсутствии какой-либо деятельности не могут быть практически никому полезными.

       Тихое счастье, граничащее с деградацией, без движения вперед, приведут лишь к вырождению. Хороший человек, прожив безрадостную жизнь растения, превратился в конце романа в угасшего, обрюзгшего человека и умер очень рано, ничего не сделав и не оставив после себя.