Роман «Обломов» замечательного русского писателя Ивана Александровича Гончарова стал для современников и потомков настоящим прорывом по своей форме и содержанию. Он вместил в себя всю мудрость автора, всё его умение создавать неповторимые и правдивые личностные образы, жемчужинами среди которых являются не только знаменитые Обломов и Штольц, но и две главные героини – Ольга Ильинская и Агафья Пшеницына.
Образы двух женщин неотделимы от судьбы и характера самого Ильи Ильича. Каждая из них прямо или косвенно повлияла на его дальнейшую судьбу и развитие личности. И первой оставила свой след в душе Обломова Ольга Ильинская.
С Ольгой Сергеевной Илью Ильича познакомил Штольц в тот период жизни главного героя, когда он только-только начал вылезать, ещё нехотя, из своего халата. Андрей Иванович хотел передать всю свою энергичность Обломову, но Илья Ильич сопротивлялся, пока не совершилось это важное знакомство. Ольга Ильинская была девушкой столь же жизнелюбивой и деятельной, сколько её друг. Именно она смогла пробудить Обломова, да так, что тот сам долгое время был поистине счастлив и благодарен. Но удалось ли ей это своей блестящей красотой? Отнюдь. Мы узнаем портрет её из описания самого Обломова: простая и строгая, она не подходила под общепринятые мерки красоты, «но если б ее обратить в статую, она была бы статуя грации и гармонии». Скромная и благородная, всегда с немного сжатыми губами и лёгкой складкой над бровью, что говорит о постоянном пытливом раздумии, Ольга покорила его не внешностью, а своей внутренней силой, живыми эмоциями, в которых не было ни капли фальши. Она была той вехой в жизни Обломова, которая могла бы полностью искоренить «обломовщину», но не вышло. Несмотря на всю мощь её духовной свободы, естественности и чистоты, возвышающей девушку до величия, страсть сердца не нашла отклика в её возлюбленном, а потому больше не в силах была помочь Илье Ильичу.
Эта несомненная трагедия души и сердца Обломова была залечена другой женщиной, чья сила была иного рода, нежели у Ильинской, но всё-таки такой же великой. Женщина эта – Агафья Матвеевна Пшеницына, которая уже к 30 годам стала вдовой с двумя детьми и значительным хозяйством, которое вела с завидным уменьем. Агафья была самой простой недалёкой женщиной, олицетворяющей традиционный уклад русской жизни, хранящей семейный очаг. Повседневные её заботы шли как по маслу, сменяли друг друга хозяйственные обязанности, и любое дело у неё в руках спорилось. Эти плавность, устойчивость и сытость, которые создавала и поддерживала Агафья Матвеевна, и стали бальзамом для души Обломова. Хотя в нём не могло зародиться то чувство любви, «которую он недавно перенес, как какую-нибудь оспу», но он был счастлив, потому что с этой женщиной вновь воцарился в его жизни покой. А Агафья полюбила Илью Ильича, сама того не понимая. Она полюбила его истинной христианской любовью, полной бесконечной преданности, и любовь эта озарила её жизнь новым светом.
Образы двух этих поистине прекрасных женщин оставили свой неповторимый отпечаток не только в душе главное героя, но и во всей российской прозе, явившись олицетворением двух типов русской женщины – женщины, чья сила и загадка всегда будут поводом для восхищения и новых творческих открытий.