Александра Сергеевича Пушкина, прекрасного русского поэта, по праву называют и «солнцем русской поэзии», и реформатором русского языка, и основоположником реализма в отечественном художественном слове. Поэт с неповторимой красотой, силой и чувством времени писал о сердечных переживаниях, о дружбе, о морали, о своём государстве и мн.др. Но есть особая тема и вместе с тем особая черта его творчества, которая должна быть также оценена высоко – это непобедимое чувство любви к свободе.
Александр Сергеевич жил и творил в противоречивую эпоху русской истории. Он, как и многие его современники, хотел расширить права российского общества, ждал свободы. Но империя несокрушимо стояла на своих позициях, что давало поэту новые и новые поводы к стихотворным излияниям души. Таково произведение «Узник», самый «знаменитый» глас свободы Пушкина. Кто не знает строк: «Сижу за решёткой в темнице сырой»? В этом стихотворении поэт отождествляет волю и орла, для него «вскормлённый в неволе орёл молодой» – это непобедимое чувство свободы во плоти и к тому же зеркало его собственной души. К этому времени (1822 г.) Александр Сергеевич уже знал не понаслышке, что такое жёсткая цензура и, надо полагать, тяготился этим. Как истинный поэт, он жаждал полной свободы слова, а потому в письменную форму облёк свою мечту. Его орёл зовет поэта взглядом и криком своим «и вымолвить хочет: “Давай улетим! Мы вольные птицы; пора, брат, пора! «…»Туда, где гуляем лишь ветер… да я!..”
Ещё одной «песней» свободы является ода «Вольность». Само название и жанр произведения говорят об абсолютном восхвалении и примате воли, свободы над порочными человеческими страстями. Уже первая строфа содержит ярый призыв поэта к своей музе свободолюбивых строк, дабы она затмила его «изнеженную лиру» любовных виршей и дала совершенно новые плоды – плоды, можно сказать, бунтарские. Ведь далее, на протяжении всего стихотворения, Пушкин обличает тиранию, сетует на «законов гибельный позор», «неволи немощные слезы», «неправедную власть», «грозного гения рабства» и «славы роковую страсть». Поэт восстаёт против царского абсолютизма, называя императора «самовластительным злодеем», ужасом мира, стыдом природы, упреком богу на земле». Он всеми силами пытается доказать народу несправедливость самодержавной единоличной власти и необходимость её свержения. В назидание он рисует картину предательства Павла I и его страшной кончины. Но несмотря на то, что поэт осознаёт грешный позор убийц, он всё же не жалеет о смерти царя, он будто спокойно констатирует: «…Погиб увенчанный злодей». Последнее четверостишие оды – прямое наставление правителям: «Склонитесь первые главой Под сень надежную Закона, И станут вечной стражей трона Народов вольность и покой». Причём закон для поэта – это не обычный законопроект, а «Вечный Закон» мироздания.
В творческой кладовой великого русского поэта ещё много произведений, воспевающих свободу человека и народа, например, «Аквилон», «Во глубине сибирских руд…», «Свободы сеятель пустынный» и др. Но уже эти два стихотворения показывают нам, насколько высоко ценил Пушкин безграничную волю и насколько сильна была его любовь к свободе.