Александр Андреевич Чацкий – это центральный персонаж комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума». Интересно, что и героя, и автора произведения зовут одинаково. Это наводит на мысли, что присутствует в Чацком и что-то от самого Грибоедова, а какая-то доля из «мильона терзаний» пришлась и на самого писателя. Но обо всем по порядку.
Итак, кто такой Александр Алексеевич Чацкий? Молодой дворянин, представитель высшего сословия российского общества тех времен, образованный мужчина, многие годы проведший за пределами родной страны. Он познал европейскую жизнь, окунулся в их вольнодумие и относительную свободу мысли. Ведь Россия в то время считалась отнюдь не передовой страной в плане развития демократических идей. Конечно, это не могло не повлиять на молодого мыслящего человека, который жаждет знаний. И вот в таком настроении он возвращается обратно. И, как с корабля на бал, сразу же к своей любимой – Софье Фамусовой.
Чацкий предвкушает эту встречу, и, видимо, не просто так. Из дальнейшего развития событий мы узнаем, что ранее между этой парой были чувства, и вроде бы все дело шло к свадьбе, и вроде бы молодой человек вовсе не напрасно рассчитывает на нежную встречу. Но все происходит иначе. И эта холодность возлюбленной, и все ее поведение сразу возвращают Чацкого с его собственных небес на нашу общую землю. Вот в этих двух обстоятельствах – возвращении из свободной Европы и холодной встречи любимой девушкой – и заключается сам корень «мильона терзаний» Александра Чацкого.
Родная страна тут же встречает предательством, и, более того, настоящим нервным потрясением. Софья не просто холодна, она решительно отвергает бывшего возлюбленного, бросая ему в лицо «Не человек, змея!» О таком ли грезил молодой человек, спеша к родному дому? Но все становится еще трагичнее, когда Чацкий с ужасом узнает: Софья влюблена! И в кого? В тихого и незаметного Молчалина, секретаря своего отца. Этот человек как раз из той категории людей, которым прислуживаться вовсе не тошно. Это выводит Чацкого из себя, буквально выбивает почву из-под ног, переворачивает землю.
Но и дальше все становится только хуже. В разговоре с самим Фамусовым молодой бунтарь выдает свои прогрессивные взгляды. Он так и заявляет несостоявшемуся тестю: «Служить бы рад, прислуживаться тошно!» И вот тут, в этих словах, и вся боль, и вся тоска, и весь миллион терзаний: сам-то он прислуживаться не хочет и не станет, а вот Россия, родина, полна такими людьми. Более того, один из них – это жених любимой девушки, той, к которой так спешил Чацкий. И все это выливается в полный горечи и сожаления монолог Чацкого:
А судьи кто? – За древностию лет
К свободной жизни их вражда непримирима,
Сужденья черпают из забытых газет
Времен Очаковских и покоренья Крыма;
Всегда готовые к журьбе,
Поют все песнь одну и ту же,
Не замечая об себе:
Что старее, то хуже.
Где, укажите нам, отечества отцы,
Которых мы должны принять за образцы?
Вот такая Россия, вот такие тут люди. И, не в силах больше все это видеть, не желая принимать такое положение вещей, герой комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» покидает это общество, крича напоследок: «Карету мне, карету!»
Но так ли все на самом деле трагично? Я думаю, что нет. Иначе произведение не относилось бы к жанру комедии. То, что случилось с Чацким, – это лишь единичный случай. Российское общество уже начало исподволь, пока тихо, но все же неудержимо готовиться к изменениям. Вслед за Чацким придут другие, с таким же взглядами, и, в конце концов, они обязательно одержат победу. А такие, как Фамусов, Софья и Молчалин останутся где-то далеко, на периферии новой, интересной и гораздо более свободной жизни.