Н.В. Гоголь – великий писатель-реалист, раскрывающий перед читателями широкую картину уездной помещичьей России.
Чичиков случайно попал в поместье Коробочки, заблудившись на обратном пути от Манилова.
В комнате, в которую проводили главного героя, было уютно, веяло стариной. В комодах, как стало известно после, помещица хранит деньги. Но при этом жалуется на неурожаи. Этот факт позволяет нам назвать ее бережливой, склонной к накопительству.
При этом она очень хозяйственна. Очень радушно приняла Чичикова, даже предложила почесать пятки перед сном. А постель, которую постелили гостю, была взбита «до самого потолка». Кроме того, ее двор был организован достаточно небедно: куры, петухи, свиньи. На огороде росли фруктовые деревья. Это говорит о том, что она заботиться о своем быте, она также очень практична.
Внешний портрет Коробочки автор описывает не очень подробно. Помещица-вдова, женщина пожилых лет в чепце, с фланелью на шее.
Но все же наиболее точно ее характеризует поведение в процессе разговора с Чичиковым о купле-продаже мертвых душ.
Как оказалось, Коробочка помнит все о своих крестьянах при том, что не ведет никаких записей. Она знает всех по именам, в том числе и умерших. Сожалеет об их кончине (с практической точки зрения – хорошие были работники).
Кроме того, здесь выясняется и такая ее черта как глупость. Точнее «дубиноголовость», тугодумство. Она не сразу понимает, чего от нее хочет Чичиков. А когда она, наконец, вникает в суть дела, то ее это очень пугает. Пугает неизвестность сделки и последствий, ее также волнует необычность товара. А потому она очень упряма. Даже для Чичикова, учитывая, что он довольно тонко подходил к делу, убедить ее оказалось непросто.
Итак, кого же представляет собой Коробочка? Гоголь сбрасывает маску «культурности», описывая ее, и перед нами предстает обнаженная духовная и моральная скудность. Остаются только грубая и унылая проза, цепкий практицизм и расчет. Она, конечно, постаралась показать свою хитрость, но, несмотря на это, осталась приземленной и консервативной. К обстоятельствам приспособиться ей не удалось.
Коробочка – типичная представительница поместного дворянства первой трети девятнадцатого века.
Гоголь сумел совместить в поэме живые национальные мотивы и высокохудожественные идеалы, описывая без прикрас жизнь современной ему России. Вместе с тем, его произведения накладывает на читателя очень глубокий отпечаток, уча честности и доброте, а также любви к народу и труду. Просто это нужно уметь увидеть между строк. Из всего этого можно сделать вывод: идеал писателя – именно такой культурный, думающий человек с живой душой, как Н.В. Гоголь.
В наше время очень актуальны художественные произведения такого типа. Ведь молодое поколение нуждается в нравственном развитии. «Мертвые души» будут «жить» вечно.