Сочинение на тему «Фамусов в изображении Грибоедова»

       Своё сочинение мне хотелось бы начать с высказывания Н.И. Надеждина: «Что такое Фамусов у Грибоедова? Олицетворенный тип столбового барина, додремливающего спокойно праздную свою жизнь, под шляпой с плюмажем, в ожидании камергерского ключа, за форелями и вистом. Москва, подобно кунсткамере, богата сими любопытными отрывками блаженной старины, сими драгоценными обломками «времён очаковских и покоренья Крыма!»».

        Я полностью согласна с мнением критика. Увы, но таков был мир времён А.С. Грибоедова. Автор изобразил общество, которое впоследствии нарекли «фамусовским».

       Писатель обличает пороки дворянства, которые стали к этому времени важной составляющей их жизни. Отношения, основанные на знатности рода, богатстве и лицемерии, никогда не смогут перерасти в искренние, достойные уважения чувства.

       Особое внимание следует обратить на Павла Афанасьевича Фамусова, имя которого стало нарицательным. По традиции обратимся к значению имени героя. От латинского fama означает «молва, слух». То есть мы имеем право говорить о том, что мнение Фамусова полностью зависит от общественного мнения. Это доказывает цитата из произведения: «Ах! Боже мой! Что станет говорить княгиня Марья Алексевна!». Главный герой, узнав о тайной влюбленности дочери в Молчалина, нисколько не беспокоится о её душевных переживаниях, его больше волнует, в каком свете он предстал перед высокопоставленными людьми.

       Образ Павла Афанасьевича показан А.С. Грибоедовым двояко. С одной стороны, герой на всём протяжении комедии попадает в нелепые, комичные ситуации. Он уже не в состоянии проследить интриги молодежи. Но с другой стороны, Фамусов является теоретиком «московского» образа жизни, олицетворением «фамусовской» Москвы.

       Он по своей сути консерватор: стремится сохранить старые порядки, не желает ничего менять в жизни высшего света, не любит нововведений, как и все представители этого типа. Стоит также упомянуть о принципах чинопочитания. Фамусов, который нередко проявляет деспотичность в семье, в разговоре со Скалозубом старается быть услужливым и почтительным. Конечно, нетрудно понять причины такого поведения, ведь Скалозуб сказочно богат и является далеко не последним человеком среди русского офицерства. Служба для Павла Афанасьевича – это, прежде всего, прекрасный способ разбогатеть и завести довольно-таки выгодные знакомства. 

       Главный герой очень уважает и ценит родство:

            «Я пред родней, где встретится, ползком, 
            Сыщу ее на дне морском.
            При мне служащие чужие очень редки:
            Все больше сестрины, свояченицы детки.
            Один Молчалин мне не свой,
            И то затем, что деловой.
            Как будешь представлять к крестишку иль местечку,
            Ну как не порадеть родному человечку?».

       Также немаловажную роль играет цитата: «по отцу и сыну честь». Это говорит о чрезмерной преемственности поколений, необъективной оценке молодого поколения.

       Главный враг для Павла Афанасьевича – просвещение. Он не признает книги, литературу, считает образование уделом сумасшедших. Заметьте, именно к числу сумасшедших причисляют Чацкого. «Забрать все книги бы да сжечь» – эта фраза говорит о многом: о нравах, об уровне воспитанности и идеалах того времени. 

       Будучи чиновником, Фамусов боится накопления бумаг. Это мы узнаем из его же монолога: «Обычай мой такой: подписано и с плеч горой!». 

       Признаться честно, данный персонаж был бы страшен, если бы не вызывал смех. Это мастерство пера А.С. Грибоедова. Писатель сумел придать образу нотки простодушия и «глупой» искренности, тем самым сделал героя комичным.

       Таким образом, из всего вышесказанного можно сделать вывод, что Фамусов в изображении А.С. Грибоедова является типичным представителем дворянского сословия начала XIX века. Это человек, который разучился искренне чувствовать, думать и правильно мыслить.