Смешон или страшен Молчалин в комедии А. Грибоедова «Горе от ума»?

     «Смешон или страшен Молчалин?» – таким вопросом суждено нам задаться, когда мы полностью знакомимся с образом этого героя бессмертной грибоедовской комедии. Молчалин не может не заинтересовать таинственностью своей личности, но когда мы узнаем его внутренний мир, мы начинаем задумываться, что же это такое – Молчалин?

      Алексей Степанович служит в казенном доме Фамусова в качестве его секретаря. Редко позволяет он обмолвиться с хозяином каким-нибудь словом, а если это и случается, то реплики его чрезвычайно кратки.  Но что-то в нем привлекло Фамусову дочку – Софью, которая влюбилась в этого человека, который 

                  чудеснейшего свойства

                  наконец: уступчив, скромен, тих,

                  В лице ни тени беспокойства, 

                  И на душе поступков никаких…

      Однако такая лестная картина рушится при более близком знакомстве с Молчалиным. Он живет тем принципом, что:

                  В мои лета не должно сметь

                  Свое суждение иметь

                  Мне завещал отец:

                  Во-первых, угождать всем без изъятья – 

                  Хозяину, где доведется жить,

                 Начальнику, с кем буду я служить…

       Такая философия жизни Молчалина заслуживает только презрения, подобно презрению со стороны Чацкого. Но самое страшное – это то, что «молчалины блаженствуют на свете», «ведь ныне любят бессловесных».

       Действительно, Молчалин – это обобщающий образ мелкого чиновника, который надеется продвинуться по службе тем,  что принижает себя перед высокими должностными лицами. Они лишены всяких талантов, кроме двух – «умеренности и аккуратности». Молчалины – хорошие исполнители, и их везде любят и уважают. Но это происходит только потому, что общество не хочет, чтобы кто-то шел против них и высказывал свое мнение. Они любят тех, кто подчиняется, и именно таким и оказывается Молчалин.

       В конце произведений разоблаченный во лжи Софье Молчалин как трус прячется и сбегает. Такой поступок не заслуживает со стороны читателя ничего, кроме презрения и смеха. Но этот смех – горький, потому что мы прекрасно понимает, что такие люди – торжествуют в мире.

     Таким образом, мне кажется, что обобщающий образ Молчалина не только смешон, но, скорее, трагически смешон. В Молчалине мы может разглядеть тех, кто окружает нас, даже самих себя иногда. И под маской комедийности образа скрывается глубокая трагичность.