В романе «Отцы и дети» И. Тургенева одной из основных поднятых проблем является противостояние дворянства и разночинцев. Первых олицетворяет Павел Петрович Кирсанов, вторых – Евгений Васильевич Базаров, главный герой романа. Но тем более интересно это противостояние, что сам Базаров, хоть и имел отца – лекаря, но по матери был дворянином. Происхождение Базарова, таким образом, должно стать определенным символом в раскрытии образа героя.
С самого первого момента мы не ощущаем «барина», аристократа в Евгении Базарове. Он предстает перед нами в «балахоне с кистями», а его речь, как мы убеждаемся на протяжении романа, больше похожа на речь обычного мужика из народа.
Сам Базаров даже признает: «Мой дед землю пахал». И не просто признает, но отвечает «с надменной гордостью». Этим он подчеркивает, что не ценит знатности происхождения в человеке. Аристократы и дворяне для него не представляют ничего, стоящего уважения. Единственное, что в человеке ценит Базаров – это его собственные умения, дела, польза для окружающих.
Мы можем даже сказать, что Базаров намеренно скрывает тот факт, что его мать Арина Власьевна была дворянского происхождения. «Арина Власьевна была настоящая русская дворяночка прежнего времени; ей бы следовало жить лет за двести, в старомосковские времена», – пишет о матери Базарова И. Тургенев. Более того, имение, в котором проживает семья, «не отца, а матери», дворянки. Евгений фактически безразлично относится к этому, хотя в 1860-е гг. уважение к человеку во многом определялось его сословным происхождением.
Семья Базаровых не богата. Василий Иванович и Арина Власьевна были даже в некотором смущении перед Аркадием Кирсановым, другом «Енюши». Они поместили Аркади в «предбаннике» за неимением других мест. Очевидно, это очень смущало родителей Евгений, но сам он оставался безразличен к этому факту. Ни бедность, ни богатство не было для него показателем статуса человека.
Таким образом, Базаров – это одновременно и разночинец, и дворянин. Но то, что в мире окружающих его людей считается важным, безразлично Евгению Васильевичу. Во всем существе главного чувствуется что-то народное, не барское. Но в то же время, Базаров не является «крестьянским мужиком». Он – образован, причем прекрасно, и к тому же является проводников новых идей, нигилизма. Но ни в одной среде, ни в народной, ни в дворянской, нигилисты родиться не могли. Поэтому Базаров – это истинный разночинец, из среды которого в то время мог выйти кто угодно, у будущий магнат, и дворянин, и интеллигент, и революционер.