Евгений Васильевич Базаров – главный герой одного из самых значительных романов И. Тургенева «Отцы и дети». Он является связующей нитью всех сюжетных линий романа, и на нем завязываются все проблемы. Образ Базарова вот уже полтора века привлекает к себе внимание и читателей, и критиков именно своей таинственностью и новизной. Поэтому необходимо уделить пристальное внимание чертам характера героя и, в первую очередь, воспитанию.
Базаров был сыном лекаря и дворянки. По всей вероятности, он получил надлежащее воспитание, и в тот момент, когда мы застаем его на жизненном пути, – он уже закончил университет и «в будущем году хочет держать на доктора». «Базаров умен и знающ», по признанию Николая Петровича Кирсанова, и каждый, кто знал его придерживался того же мнения о молодом человеке.
Однако, мне кажется, такому воспитанию и образованию Базаров был обязан не столько своим родителям, сколько самому себе. Он сам говорит: «Всякий человек сам себя воспитать должен – ну хоть как я, например…» Базаров считает, что ничто не властно над самим человеком, а образование не должно зависеть ни от времени, ни от эпохи, ни от окружающих: «А что касается до времени – отчего я от него зависеть буду? Пускай же лучше оно зависит от меня. Нет, брат, это все распущенность, пустота!» – восклицает он в разговоре с Аркадием. И Базаров воспитал себя как нигилиста, отрицающего все и вся.
Родители Базарова, как мы можем судить из его встреч с ними, являются людьми хоть и образованными, умными, но они остались далеко позади своего сына. Отец, Василий Иванович был лекарем. И его сын также увлечен медицинскими науками. «Главный предмет его – естественные науки», узнаем мы в самом начале от Аркадия, ближайшего друга Базарова.
Почти все время, что главные герой проводит в Марьино, он работает. «Базаров привез с собой микроскоп и по целым часам с ним возился», он проводит «физические и химические опыты».
Но в то же время Базаров отрицает искусство как пустую трату времени. Искусство, как он считает, – это бесполезное занятие. Базарову не присущ и романтизм. Он не любит стихи, не любит любоваться природой, черпать из нее вдохновения. Он смотрит на небо только когда хочет чихнуть.
Но воспитание – это не только образование. Это еще и манера речи, манера держать себя. В этом мы не видим в Базарове ничего дворянского. Демократизм и отрицание манер становятся очевидны с самого первого момента появления героя в «балахоне с кистами». Этим он демонстрирует безразличие к своему внешнему виду, а если взглянуть шире, – к аристократизму в лице Павла Петровича.
Народное воспитание Базарова можно увидеть и в речи героя, в которой нет иностранных заимствований, но, то здесь, то там проявляются народные выражения (чай, ан нет, как бишь, плюхнуть и т.д.).
Итак, Базаров воспитал себя сам как нигилиста, человека нового времени. Его отрицание прослеживается во всем: в образовании, в манерах, в речи, в отношении к окружающем. Но, в конце концов, Базаров сам станет жертвой своего воспитания.