«Матренин двор» – одно из наиболее известных произведений А. И. Солженицына. Это небольшой рассказ, в центре которого необычная героиня – обычная пожилая женщина, которую немало побила, но не сумела озлобить жизнь.
Повествование в рассказе ведется от первого лица, от лица героя-повествователя. Это придает произведению черты достоверности и автобиографичности. Мы понимаем особенности психологии главного героя и начинаем видеть главную героиню, колхозницу Матрёну, как бы его глазами.
Его глазами мы впервые видим и Фаддея, любимого Матрены, по нелепости не ставшего ее мужем, ее злого гения. В первую мировую войну Фаддей пропал без вести, и семья уговорила безотказную Матрену выйти замуж за его брата Ефима. Она вышла, а тут Фаддей явился. Очень он ее любил, даже жену себе взял с тем же именем. Но вся любовь перешла в глухую неприязнь. Именно Фаддей натаивает на немедленной передаче завещанной горницы Кире, что и стало причиной трагедии.
По форме рассказ биографичен. В нем есть и описание жизни Матрены, и ее высказывания, и рассуждения рассказчика о ней, ее жизни и характере. Характеристика Матрены включает в себя и портрет, и другие элементы. Например, интерьер дома, в котором лучшее место отдано фикусам.
Характер героини описывается рассказчиком о ссылками на ее поступки. Вот она бесплатно помогает знакомым, вот беспокоится, хорошо ли у нее постояльцу, соглашается отдать горницу Кире, хотя и боится, что полуразрушенный дом долго не выстоит, бросается помогать, когда бревна застряли на переезде.
Матрена – человек от природы очень добрый, и злая судьба не смогла это переменить. Несчастная любовь, гибель шестерых детей в младенчестве, гибель мужа, тяжкий труд и крайняя нищета – все это выпало на долю Матрены, а она осталась светлым и душевно щедрым человеком, всегда готовым помочь. Именно это позволяет писателю сделать вывод: «Не стоит село без праведника».
И форма документального повествования, и авторские оценки, и сюжет рассказа подчинены одной цели: изобразить обычного человека, душа которого чиста и щедра. Именно такие люди, по убеждению Солженицына, и являются праведниками, как бы корнем, питающим силы нашего народа.