Петербург в романе ” Преступление и наказание” является одним из главных образов на протяжении всего романа. Что и неудивительно, ведь именно там развернулись все события произведения. Но этого мало. Образ города подразумевает под собой также некую философскую перспективу, инициируя развитие всех действий героев. На главного персонажа романа Раскольникова Петербург или ” среда”, как говорит о нем Разумихин, оказывает сильнейшее влияние, под которым и созревает его теория.
Достоевский стремится очень точно передать образ Петербурга, со всеми его достопримечательностями, уникальными местами и событиями, происходящими в то время
Таким образом он хочет донести до читателя реальность, создать определенную сопричастность происходящему. На протяжении всего романа писатель особенно подробно описывает стоящую в то время в городе духоту и невыносимую жару. В этом есть своя цель, ведь так писатель дает характеристику душевному состоянию Раскольникова, да, впрочем, и других персонажей: растерянность, неопределенность, безысходность. Этому способствует описание мрачных зловонных дворов-колодцев, лабиринтов городских «каменных джунглей», где бродит полупомешанный от болезни и давящей на его психику теории Раскольников.
Что касается жилища Родиона, то и тут Достоевский рисует нам образ тесной комнатушки, каморки. Стесненность, зажатость практически всех героев Достоевский соотносит с чувством бесперспективности и отчаяния. Есть еще мотив, отмеченный им, – постоянно грязные дворы города, серость и теснота улиц, “вонючий, пыльный, зараженный городом воздух”.
Идя на убийство, Раскольников рассуждает о фонтанах, и не зря, ведь вода – это энергетическая сила, которая так необходима человеческому организму. Герой рассуждает так, будто преднамеренное убийство будет для него спасательным ключом, наполненным жизненными силами, а само действие будет направлено только на улучшение ситуации, как для него, так и для остальных.
Достоевский показывает пейзажи того времени и без утайки рассказывает о бедности людей, пьянстве, всех бедствиях и унижениях. У всех героев судьбы с трагическим концом. Свидригайлов заканчивает жизнь самоубийством, пьяный Мармеладов умирает под колесами экипажа, гибнет Катерина Ивановна. Все они окружают Раскольникова, и их судьбы переплетаются между собой. Петербург – город, породивший теорию Раскольникова, всеми своими неурядицами и неудачами, гнетущей духотой и теснотой человеческого муравейника, где человек глух к человеку. Петербург, конечно, главная сцена для всех персонажей романа. Перед покаянием в совершенном убийстве Раскольников долго скитается по улицам города, и увиденное его шокирует, пугает. Все герои выходят в какой-то момент на улицу, как на лобное место: Соня, Дуня, Катерина Ивановна со своими детьми, здесь решает раскаяться Раскольников.
Достоевский символически описывает образ Петербурга в романе, создавая уникальную картину всех жизненных проблем. Он умело передает контрастность происходящего, тем самым оставляя городу в своем реалистичном описании некую таинственность. Не зря Достоевский несколько раз подчеркивает постоянную грязь, пыль, духоту, так как именно эти факторы формируют теорию Раскольникова. Образ города подталкивает героя к убийству, сама атмосфера происходящего вокруг давит на его психологическое подсознание.