Федор Михайлович Достоевский отразил в романе «Преступление и наказание» свои политические взгляды, сложившиеся после каторги. Писатель разочаровался в радикальных революционных призывах к изменению общества. Мы видим в романе осуждение бунтарского индивидуализма Раскольникова, нарушившего, по мнению автора, божью заповедь «не убий» и проповедь христианского смирения и святости страдания, выраженную в образе Сони Мармеладовой.
Соня Мармеладова, наряду с Родионом, является главной героиней романа. Она олицетворяет в произведении взгляды Достоевского о стремлении к нравственному совершенствованию каждого человека и всего общества в целом.
Судьба Сони страшна и, к сожалению, не единична в Петербурге, описываемом автором. Она – дочь от первого брака спившегося мелкого чиновника, жила вместе с отцом, больной чахоткой матерью и со сводными братом и сестрами в крохотной комнатке. Мачеха постоянно попрекает Соню куском хлеба, называет ее дармоедкой. Поэтому кроткая девушка вынуждена продавать свое тело. Но все тягости не сломили дух Сони.
Достоевский постоянно в характеристики девушки употребляет слово «любящая».Деятельная любовь к ближнему, способность отзываться на чужую боль (особенно в сцене признания Раскольникова) делают образ Сони «идеальным».Для Сони все люди имеют одинаковое право на жизнь. Никто не может добиваться счастья, своего или чужого, путем преступления. Грех остается грехом, кто бы и во имя чего его не совершил. Личное счастье нельзя нарушать целью. Человек не имеет права на эгоистическое счастье, он должен терпеть, и через страдание он достигает истинного, а не эгоистического счастья.
В эпилоге романа мы читаем: «Их воскресилалюбовь …». Человек, если он человек, чувствует ответственность не только за свои поступки, но и всякое зло, происходящее в мире. Соня чувствует себя виновной в преступлении Раскольникова. Поэтому так близко к сердцу она принимает это преступление и разделяет судьбу с «преступившим».
Достоевский писал: «Соня – надежда, самая несбыточная». Именно Соне открывает Раскольников свою страшную тайну. Любовь Сони возродила Родиона, воскресила его к новой жизни. Это возрождение проявляется в романе символически: Раскольников просит Соню прочитать из Нового завета евангельскую сцену воскрешения Лазаря, смысл прочитанного соотносит с собой. Тронутый сочувствием Сони, Родион вдруг «идет к ней уже как к близкому другу, сам признается ей в убийстве, пытается, путаясь в причинах, объяснить ей, зачем это сделал, просит ее не оставлять его в несчастье и получает от нее приказ: на площадь, целовать землю и каяться… ».
В развивающемся романе между Раскольниковым и Соней огромную роль играет взаимное уважение и взаимная сердечная деликатность, настолько резко отличающиеся от морали того общества. Родион поэтому и смог признаться Соне в убийстве, что любил ее и знал, что она его любит.
В романе «Преступление и наказание» любовь – это поединок обездоленных, сведенных судьбой в единый союз и выбирающих, каким путем идти к общей цели – поединок двух правд. В финале романа правда Сони победила, привела к крушению его идеи и возродила Раскольникова.