«Нет величия, там,
где нет простоты, добра и правды»
Л. Н. Толстой «Война и мир»
В романе – эпопее «Война и мир» Лев Николаевич Толстой поднимает вечные вопросы действительности: что такое добро и зло, истинное и ложное величие, смысл человеческой жизни, взаимоотношение человека и общества, роль личности в истории. И все эти глубочайшие по своему содержанию и объему проблемы раскрываются при помощи изображения жизни и внутренних связей нескольких семейств: Ростовых, Болконских, Курагиных.
По мнению Толстого, семья – основа формирования человеческой души. Каждая семья – совершенно неподражаемый особенный мир, в котором возникают уникальные связи, строятся сложные взаимоотношения. В романе «Война и мир» тема семьи служит неким организатором всего текста произведения. Родовые гнезда определяют характеры, взгляды и судьбы героев.
Семьи Ростовых и Болконских являются для автора примером дворянских родов, в которых существует теснейшая связь с национальными традициями.
Наиболее полно эти традиции проявились в жизни представителей Ростовых – благородно – наивной семьи, живущей чувствами, сочетающей в себе серьезное отношение к семейной чести (Николай Ростов не отказывается от долгов отца), теплоту и сердечность семейных отношений, гостеприимство и хлебосольство, отличающее русских людей. Рассказывая о Пете, Наташе, Николае и о старших Ростовых, Толстой стремился художественно воссоздать историю средней дворянской семьи начала девятнадцатого века.
Семейство Ростовых, хотя они и графы, – простое семейство русских помещиков, тесно связанное с деревней, сохраняющее весь строй, все предания русской жизни и только случайно соприкасающееся с большим светом. Большой свет есть сфера, совершенно от них отдельная, тлетворная, прикосновение которой так гибельно действует на Наташу. По своему обыкновению, автор рисует эту сферу по тем впечатлениям, которые испытывает от нее Наташа. Наташу живо поражает та фальшь, то отсутствие всякой естественности, которое господствует в наряде Элен, в пении итальянцев, в танцах Дюпора, в декламации m-lleGeorge, но вместе с тем пылкую девушку невольно увлекает атмосфера искусственной жизни, в которой ложь составляет блестящий покров всяких страстей, всякой жажды наслаждений. В большом свете мы наталкиваемся на французское и итальянское искусство; идеалы французской и итальянской страстности, столь чуждые русской натуре.
Другое семейство, к хронике которого принадлежит то, что рассказывается в “Войне и мире”, семейство Болконских точно так же не принадлежит к высшему свету. Но автор дает нам понять, что оно выше этого света, во всяком случае, представители семьи стоят обособленно, вне его. Об этом свидетельствует описание княжны Марьи, не имеющей ничего общества с обликом светской девушки, а также враждебное отношение старика и его сына к маленькой княгине Лизе, самой очаровательной светской женщине.
Семьи Ростовых и Болконских, несмотря на то, что одно семейство — графское, а другое — княжеское, не имеют и тени великосветского характера.
В противопоставлении им Толстой вводит в повествование семейство Курагиных. Курагины – истинные представители высшего петербургского общества того времени. Они – участники всех интриг, скандалов и светских сплетен. Они живут этим и не понимают жизни другой. В их мире «кипит вечная бесчеловечная вражда, борьба за блага бренные». За внешним блеском скрывается отсутствие истинных чувств, зато присутствует жажда наживы, желание получше пристроить детей и в личной жизни (выгода от замужества Элен с Пьером Безуховым), и по карьерной лестнице (Ипполит Курагин).
В романе «Война и мир» Л. Н. Толстой очередной раз подчеркивает важность привития истинных семейных ценностей, без которых невозможна достойная жизнь человека в обществе.