«Милый Пастернак, Вы – явление природы…»
Марина Цветаева
Борис Пастернак появился на свет в семье знаменитого художника и известной пианистки. Его детство прошло в окружении людей искусства, которыми прививалась любовь в музыке, поэзии, художественному творчеству.
В детстве Пастернак желал связать свою судьбу с сочинением музыки, таково было влияние композитора Скрябина. Но вскоре будущий писатель и поэт решил круто изменить направление деятельности и получил образование на философском факультете университета.
К теме отношений человека и природы в творчестве Пастернак подходит философски и музыкально.
Произведения Пастернака отличаются целостностью мировоззрения, основой которого стала идея любви к жизни, благоговения перед природой. Смысл человеческого существования определялся Пастернаком как умение «привлечь к себе любовь пространства, услышать будущего зов». Жизнь, по мнению поэта, состоит из мелочей. И нужно стремиться к тому, чтобы каждое мгновение, отпущенное человеку на земле, превращать в праздник – праздник единения с природой, открытия мира и человека. А предназначение человека, владеющего искусством слова, – внушение человеку веры в жизнь, обучение умению удивляться и восторгаться красотой природы.
Февраль. Достать чернил и плакать!
Писать о феврале навзрыд,
Пока грохочущая слякоть
Весною черною горит.
Пастернак пытается объяснить читателю, что не нужно приносить интересы личности потребностям общества. В природе все гармонично, и единение с ней позволит человеку преодолеть все стоящие перед ним проблемы: преодолеть страх одиночества, кратковременность жизни на земле и увидеть новые горизонты за гранью человеческого сознания.
В книге стихов «Сестра моя – жизнь» любовная история героев развивается на фоне природных явлений. Начавшись весной:
О неженка, во имя прежних
И в этот раз твой
Наряд щебечет, как подснежник,
Апрелю: «Здравствуй!»,
она развивается знойным летом (стихотворения «Степь», «Душная ночь»), а осень становится для влюбленных порой расставания («Осень… Как приелось жить!»). Все приметы мира, в котором живет – любит, испытывает счастье, страдает – человек, встают в стихах в его опаленном страстью восприятии. Мир и человек предстают как одно целое: гроза, которая, «как жрец, сожгла сирень» выглядит и как вспышка страсти (стихотворение «Наша гроза»).
Книга стихов «Сестра моя – жизнь» писалась в годы социально – политических катаклизмов в России, на фоне революционных потрясений. Но лирический герой Пастернака не ощущает себя щепкой на дороге мироздания. Ощущение единения с природой позволяет ему быть выше сиюминутных катаклизмов.
Герой этот эмоционально воспринимает все, что его окружает: «намокшая воробышком сиреневая ветвь», и снег, уподобленный кокаину, и весенний дождь, усмехающийся черемухе, и тишина – лучшее из всего, что слышал лирический герой. В восторг приводит его прогулка по ночной степи:
Как были те выходы в тишь хороши!
Безбрежная степь, как марина.
Вздыхает ковыль, шуршат мураши,
И плавает плачь комариный,
И Млечный Путь стороной ведет
На Керчь, как шлях, скотом пропылен.
Зайти за хаты, и дух займет:
Открыт, открыт с четырех сторон.
Он готов расплакаться от счастья, наблюдая за плачущим садом (стихотворение «Плачущий сад»).
Это особенное, почти навязчивое сближение человека и мира останется характерной чертой стиля Пастернака на протяжении всего его творчества.
Но Пастернак идет и дальше утверждения, согласно которому все в окружающем мире живо и разумно. Он говорит о том, что творческое начало исходит не от человека, а от природы, и поэт взят ею как бы «напрокат» как орудие, средство выражения (стихотворение «Определение поэзии»). Недаром Цветаева написала в письме Пастернаку: «Милый Пастернак, Вы – явление природы…»