В жизни судьба всегда
оставляет дверку для выхода
Мигель Сервантес
Григорий Мелехов – один из главных персонажей романа Михаила Шолохова «Тихий Дон». Путь Григория труден, извилист и неоднозначен. «Душой болел, туда – сюда качался», – сам о себе думает герой, и эти метания исследует писатель на протяжении всего романа.
Неоднозначность образа Григория Мелехова вызывала совершенно противоположные суждения литературоведов. Одни называли его отщепенцем, жестоким убийцей, комментируя эпизод, в котором Аксинья рассматривает лицо любимого во время сна. Женщина отмечает, что Григорий изменился, погрубел. Другие исследователи говорили, что любимый герой Шолохова может быть только честным и правильным человеком, его идеализировали и обвиняли в его метаниях внешние трагические обстоятельства и другие герои – Михаил Кошевой, комиссар Малкин и так далее.
Сам Шолохов не разделял ни одну, ни другую позицию. Не принимал и счастливого жизнеутверждающего последнего кадра фильма «Тихий Дон». В интервью газете «Известия», опубликованном 1 июля 1956 года, Шолохов сказал: «Из трагического конца Григория Мелехова, этого мечущегося искателя правды, который запутался в событиях… сценарист делает счастливый конец… В сценарии Григорий Мелехов сажает Мишатку на плечо и идет с ним куда-то в гору, так сказать, символический конец, Гришка Мелехов поднимается к сияющим вершинам коммунизма. Вместо картины трагедии человека может получиться этакий легкодумный плакат».
Этими словами писатель подтверждает, что хотел показать трагизм судьбы простого человека, поставленного перед сложным выбором в постоянно меняющейся общественной и социальной жизни.
В этом образе автор показывает лучшие черты казака: трудолюбие, воинскую удаль, чувство собственного достоинства. С самого начала Гришка отличается от других мужчин. Ему присущи сочувствие, сострадание. Он расстраивается из-за зарезанного косой утенка, бросается спасать избиваемую мужем Аксинью, хотя слабее Степана. О незаурядности натуры Григория говорит эпизод, в котором он уходит с Аксиньей, жертвуя семьей и репутацией. Это был неслыханный по тем временам поступок.
Свободолюбивому Мелехову очень трудно привыкнуть к воинской службе. Он неохотно слушает назидания Чубатого об отсутствии сочувствия к врагу в бою. Человеколюбие определяет поведение Григория в эпизоде с полькой Франей. Раненый, он выносит с поля боя своего заклятого врага, мужа Аксиньи, Степана.
Мелехов находится в постоянных исканиях. Он ничего не берет на веру, старается сам разобраться в сути вещей. Поэтому мечется он от белых к красным. «Ломала и его усталость, нажитая на войне. Хотелось отвернуться от всего бурлившего ненавистью, враждебного и непонятного мира. Там, позади, всё было путано, противоречиво. Трудно нащупывалась верная тропа; как в топкой гати, зыбилась под ногами почва, тропа дробилась, и не было уверенности – по той ли, по которой надо идёт. Тянуло к большевикам – шёл, других вёл за собой, а потом брало раздумье, холодел сердцем…»
Постоянные противоречия терзают душу героя в личной жизни. Он по-своему любит Наталью, свыкся с ней за совместно прожитые шесть лет. Но безмерно рвется душа его к возлюбленной Аксинье.
Кровавые события тяжело сказываются на характере и поведении Григория. В разговоре с Натальей он говорит: «Ха! Совесть!.. Я об ней и думать позабыл. Какая уж там совесть, когда вся жизнь похитнулась… Людей убиваешь… Я так об чужую кровь измазался, что у меня уж и жали ни к кому не осталось. Детву – и эту почти не жалею, а об себе и думки нету. Война все из меня вычерпала. Я сам себе страшный стал… В душу ко мне глянь, а там чернота, как в пустом колодезе…»
Что же хотел показать Шолохов на примере Григория Мелехова? Думаю, что герой является одним из правдоискателей, которыми так богата русская литература. Автор демонстрирует личную трагедию человека на фоне кровавых исторических событий, кризис гуманистических идей в затянувшейся полосе социальных катаклизмов.