…Сатирик превосходный
Невежество казнил в комедии народной.
А С. Пушкин. «Послание к цензору»
Денис Иванович Фонвизин является одним из ярких представителей позднего классицизма в русской литературе, который сочетал традиции классицизма с новаторством просветителей. «Русская комедия начиналась задолго ещё до Фонвизина, но началась только с Фонвизина. Его «Недоросль» и «Бригадир» наделали страшного шума при своем появлении и навсегда останутся в истории русской литературы, если не искусства, как одно из примечательнейших явлений. В самом деле. Эти комедии суть произведения ума сильного. Человека даровитого». Так высоко оценил В. Г. Белинский в статье «Горе от ума» творческий вклад Д. Фонвизина в развитие драматургии. Автор «Недоросля» впервые в русской литературе смог соединить трагедию и комедию, и высветить, таким образом, пороки существующего самодержавного строя.
Конфликт пьесы завязывается уже в первом действии в сцене примерки кафтана. Простакова унижает Тришку, не считает его человеком. «Так разве необходимо надобно быть портным, чтобы уметь сшить кафтан хорошехонько. Экое скотское рассуждение. – Да ведь портной-то учился, сударыня, а я нет».
Все поступки и высказывания ее лицемерны. Она не видит нужды в образовании, а сына Митрофана учит наукам с помощью нанятого учителя только потому, что «не хуже других». В то время действовал указ Петра Первого, по которому дворянские дети должны были получить образование.
Все представители дворянского сословия с насмешкой не признают силу образования. Скотинин говорит: «Да хоть пять лет читай, лучше десяти тысяч не дочитаешься».
Дети их в таком окружении растут невоспитанными и малограмотными. Митрофан (имя героя «говорящее», означает «подобный матери») растет невежественным, грубым, не способным к состраданию человеком. В финале пьесы он отталкивает мать, которая обращается к нему за поддержкой.
Фонвизин высмеивает пороки этих персонажей, понимает, что у России нет будущего с такими представителями «высшего» сословия. Но есть надежда у автора на новых героев, к которым относятся Стародум, Софья, Милон.
Именно через Стародума выражаются авторские мысли в комедии. Этот герой в конце пьесы восклицает: «Вот злонравия достойные плоды», глядя на униженную Простакову.
Фонвизин показывает деградацию дворянского сословия, обличает невежество и грубость «благородного» сословия. Драматург с болью в сердце говорит о пороках правящего класса, потому что сам является дворянином. Он видит все трагедию изнутри. Но в комедии есть надежда на изменения в общественном сознании!