Анализ стихотворения А.А. Блока «Сумерки, сумерки вешние…»

       1) Дата написания и публикация.  

       Стихотворение «Сумерки, сумерки вешние…» написано А. А. Блоком 16 августа 1901 года. 

       2) Место, занимаемое в творчестве поэта. Художественный метод. 

       Данное стихотворение входит в цикл «Стихи о Прекрасной Даме», который считается первым творением поэта. Этот цикл вдохновлён Любовью Дмитриевной Менделеевой, женой А.А. Блока. Во всех стихотворениях поэт обращается к образу женщины, которая олицетворяет идеал вечной женственности, красоты, гармонии.

       В предложенном для анализа лирическом произведении также можно увидеть образ женщины, которую с надеждой ждёт лирический герой. 

       Примечательным является тот факт, что эпиграфом к стихотворению служат строки из последней строфы произведения А. Фета «Вдали огонёк за рекою…». Сравнение, сопоставление вышеупомянутых стихотворений показывает линию преемственности – импрессионизм, психологический подтекст, ощущение сложной жизни души, которую невозможно выразить словами. То есть то, что характерно именно для поэзии А. Фета, за которым в 1870–1880-е гг. закрепилась нелестная, с точки зрения демократической, народнической интеллигенции, репутация представителя «чистого искусства». 

       Стихотворение А.А. Блока «Сумерки, сумерки вешние…» принадлежит к течению символизма. 

       3) Творческая история. (Выбор жанра. Традиция. Цензура).  

       Жанр произведения можно определить как любовная лирика.

       4) Основная тема. 

       Тема любви, раздумий лирического героя.

       5) Смысл названия. 

       Само по себе стихотворение не имеет определенного, конкретного заглавия. Принято называть произведение по первым его строкам. «Сумерки, сумерки вешние…». Это заглавие заведомо настраивает читателя на что-то таинственное, нежное, восхитительное. Как нам уже известно, слово «вешние» происходит от существительного «весна». Весна – это время года, когда природа и чувства человека будто пробуждаются от долгого сна, забытья. Так происходит и в стихотворении «Сумерки, сумерки вешние…», где лирический герой надеется на скорую, долгожданную встречу с возлюбленной. 

       6) Лирический сюжет и его движение.

       Поэтический сюжет у А.А. Блока повторяет фетовский (стихотворение «Вдали огонёк за рекою…»): весенний вечер и предчувствие свидания «там, на другом берегу».

       В основе сюжета лежит встреча, точнее сказать ожидание встречи. Это становится импульсом к лирическому переживанию. Сюжет ослабленный.

       7) Композиция. Наличие обрамления. 

       Стихотворение состоит из четырех катренов. В начале произведения присутствует эпиграф (строчки из стихотворения А. Фета как уже упоминалось ранее). Композиция кольцевая.

       8) Основные настроения, тональность стихотворения. 

       Стихотворение вызывает у читателя смешанные чувства. С одной стороны, присутствует ощущение спокойствия, умиротворенности. С другой стороны, душу терзает тревога, пугает неизвестность, неопределенность дальнейших событий.

       9) Ведущие лейтмотивы. Основные слова, их передающие.

       Автором использованы следующие образы: сумерки, волна, песня, берег. Всё это в совокупности создаёт атмосферу вечера, романтическую обстановку.

       Также присутствует образ плачущей души одинокой, скорее всего так поэт называет возлюбленную лирического героя.

       10) Лирический герой, его своеобразие.

       Роль лирического героя в данном стихотворении выполняет сам А.А. Блок, поэтому позиция автора и героя совпадает. Герой обеспокоен. В стихотворении А. Блока (1901) чувство более сдержанное, менее определенное, цель вовсе не ясна, есть только предчувствие встречи, причем таинственной – с плачущей душой одинокой; поэтический мир не столь яркий: сумерки, отзвуки, отблески, хладные волны. Неопределенные местоимения (что-то, кто-то) передают именно «надежды нездешние». 

       11) Ритм, размер.

       Размер: Интонация самоуглубленного, элегического раздумья создается трехстопным дактилем.

       12) Рифмовка, характер рифмы.

       В стихотворении чередуются дактилическая и мужская рифмы. Рифма не всегда точная. Рифмовка в произведении – перекрёстная.

       13) Лексика. Языковые выразительные средства.

       Эпитет: «сумерки вешние», «хладные волны», «надежды нездешние», «песня далёкая», «душа одинокая».

       Олицетворение: «волны бегут на песок», «плачет душа одинокая».

       Перифраз: «душа одинокая» – значение: девушка.

       Также употребляются славянизмы («хладные») и неопределенные местоимения (что-то, кто-то).

       14) Поэтический синтаксис.

       Риторический вопрос: «Тайна ль моя совершается, ты ли зовешь вдалеке?».

       Умолчание: «Кто-то навстречу – бегу…» .

       Инверсия: «Сумерки вешние», «плачет душа одинокая».

       Неполные предложения с рядом однородных членов: например, «Отблески, сумерки вешние, клики на том берегу» и т.д..

       Эллипсис: «в сердце – надежды нездешние».

       Неоднократно используется тире (долгая пауза): «Но различить – не могу», «кто-то навстречу – бегу». 

       Все вышеперечисленные лексические и синтаксические средства выразительности языка помогают более полно описать обстановку (весенний вечер), эмоции и чувства героя, его душевные переживания.

       15) Звукопись, фонетическая окраска стиха.

       Аллитерация: повторение шипящих звуков (преимущественно «с», «ш», «ч»). Ярким примером этого служит первый катрен и не только:

              Сумерки, сумерки вешние,

              Хладные волны у ног,

              В сердце – надежды нездешние,

              Волны бегут на песок.

       Читатель слышит легкий шум весеннего свежего вечера, плеск моря, посторонние незначительные шорохи.

       16) Идея стихотворения, выявленная в итоге анализа. 

       Автор стремится показать нам переживания, которые испытывает влюбленный человек. «В сердце надежды – нездешние» – именно эти строки позволяют это понять.