Сочинение на тему «Человек и история» (по произведениям фольклора)

       Фольклор — одна из самых древних форм передачи информации. Недаром в переводе с английского слово означает «народная мудрость». Действительно, с самого детства человек получал из сказок, пословиц и песен очень нужные знания: о любви к Родине; о людях, оказавших влияние на ход истории; об обычаях и правилах поведения. Кроме некоторых сохранившихся летописей, только из фольклора можно узнать о событиях, происходящих с русским народом в давние времена.

       Именно фольклор, по сравнению с другими жанрами, непосредственно и полно отображает происходящее с людьми. Потому что его создает народ, и это коллективное творчество. При передаче информации рассказчик всегда вкладывает в песню или сказку частичку своего сердца и опыта.

       Главный жанр, в котором отображается историзм, — это, конечно же, эпос. Лирика (песни, частушки) – это больше субъективные эмоции человека.

       А в эпосе (былинах, балладах и исторических песнях) содержится достаточно полная информация о событиях того или иного периода. Именно она составляла раньше основу народной идеологии и мировоззрения.

       В былинах показана самая давняя история, когда нельзя даже доказать реальность существования того или иного персонажа. Добрыня Никитич, Святогор, Илья Муромец — стилизованные и гиперболизированные герои, всегда готовые стоять насмерть за Родину против врага, показанного иногда в фантасмагорической форме. Однако эти тексты стали основой для исследований, и теперь мы знаем о том, что и Илья, и Добрыня – реальные исторические персонажи.

       А вот в исторической песне (возникшей позже, с XVI века) действий и событий намного больше. Здесь главный герой — известное историческое лицо, которое народ изображает иногда довольно достоверно и лаконично. Ермак, Степан Разин, Пугачев и Петр I – ключевые фигуры песен.

       Человек и его деятельность — вот что всегда было и является центральным объектом искусства, литературы и живописи. Поэтому-то мы всегда будем обращаться к ним, чтобы наиболее полно понять жизнь в том или ином историческом периоде.