Михаил Афанасьевич Булгаков - один из величайших писателей начала 20 века. Он прославился как автор фантастических произведений, а также большого количества сатирических. Стоит отметить, что фантастическую составляющую можно выделить фактически во всех произведениях писателя, но в то же время нет ни одного среди них, где не ставились бы важные психологические проблемы. Так и в произведении «Собачье сердце» писатель обращается к теме современной действительности, изображая ее в значительной мере сатирически, но также и поднимает важнейшие философские и нравственные проблемы.

       Повесть по своему сюжету фантастическая; в ней говорится о профессоре, который сумел с помощью пересадки собаке отдельных внутренних органов убитого маргинала превратить животное в человека. Строго говоря, суть эксперимента была не в этом - профессор надеялся, что пересадка семенных желез и гипофиза привезёт к омоложению. Однако произошло не так, как он задумал, и научное сообщество с изумлением наблюдает за превращением собаки в человека. 

Автор сатирически изображает получившееся существо. Полиграф Полиграфович Шариков -типичный маргинал; его интересуют в основном выпивка и самые низменные развлечения. Он жесток, самолюбив, труслив, готов предать профессора, лишь бы только добиться для себя безбедного существования. Неслучайно сейчас мы употребляем иногда слово «шариковщина», чтобы обозначить мировосприятие абсолютно безнравственного, беспринципного и глупого человека, который понимает только собственные физиологические потребности.

       Сатирическому изображению подвергается также и современная автору реальность. Например, домком под руководством Швондера. Булгаков показывает людей, которые не способны даже предвидеть последствия своих поступков: Швондер старается «развивать» Шарикова, не отдавая себе отчета, что растит того, кто может быть опасен ему самому.

       Однако в повести поднимаются также важные философские проблемы. Один из главных героев произведения, профессор Филипп Филиппович, совершивший это чудо - превращение собаки в негодяя Шарикова, носит фамилию Преображенский. С точки зрения сюжета это оправданно тем, что у него в роду есть священники, а священникам часто давали фамилию по храму, в котором они служили. В данном случае, очевидно, это был храм Преображения Господня. Но всё-таки это фамилия не случайна. Булгаков хочет таким образом намекнуть на саму суть Преображения. Церковь рассматривает это явление как превращение нашей грешной природы и грешного мира во что-то высокое, посвященные Богу, именно такое, каким Господь хотел бы увидеть свое творение, когда его создавал, но каким она не стала из-за грехопадения человека.

       Что же делает профессор Преображенский? Ведь он, по сути, тоже совершает преображение, то есть превращение собаки в человека. Но о том, что результат был нежелательным, говорит даже сам профессор: доброго и симпатичного пса он превратил в самого настоящего негодяя, так что получилось как бы хуже, а не лучше. Профессор Преображенский словно берет на себя функции Бога, желая поправить то, что, на его взгляд, Господь устроил неудачно. Ему кажется, что надо поправить Творца и организовать так, чтобы человек жил гораздо дольше, может быть, и вечно и был всё время молодым. В результате оказывается, что человеку функции бога всё же не по плечу и профессор вместе чего-то хорошего, к чему он стремился, напротив, вводит в мир ужасное существо, готовое крушить всё и вся ради своего удовольствия, в том числе и самого профессора. В конце произведения Преображенский и доктор Борменталь вновь удаляют Шарикову те части тела, которые ими были вшиты, в результате он снова становится собакой. Концовка выглядит искусственной, но иначе завершить было невозможно, потому что, развиваясь по логике происходящего, события, безусловно, приняли бы самый трагический оборот. Нет сомнения, что остановить Шарикова могло всё-таки только насилие, как бы плохо ни относился к этой мысли профессор в самом начале.



Вы здесь: Главная Сочинения по литературе Сочинения по литературе Серебряного века Сочинение-рассуждение по повести Булгакова «Собачье сердце»