Сочинение на тему «Новаторство В.В. Маяковского (от рифмы к неологизмам)»

       Творчество Владимира Владимировича Маяковского является достижением в развитии русской литературы двадцатого века.  Оно было и остается ярким, эмоциональным, неоднозначным, но, несомненно, прорывом к новому пониманию роли литературы в развитии общества.

       Первые стихотворения Маяковский написал в 1909 году в тюрьме, куда попал за связь с подпольной революционной организацией. Этот первый литературный опыт был в традиционной символистской манере.

       Коренным образом изменяется манера и стиль Маяковского в 1911 году после знакомства с поэтами – футуристами. Он вместе с футуристами  Д. Бурлюком и О. Крученых издает альманах «Пощечина общественному вкусу», который является манифестом русского футуризма.

       Маяковский требует выбросить с «парохода современности» Пушкина, однако вскоре понимает, что творчество великого поэта нужно «переплавить», приблизить к требованиям революционного искусства.

       Поэт является новатором в рифме, ритме стихов. Он старается приблизить художественное творчество к народным массам и создает своеобразную манеру написания, в которой нет никаких канонов.

       Футуристы в продолжение традиции символистов начала двадцатого века часто выступают перед народными массами. Отсюда стиль стихов Маяковского приобретает декламационно – ораторский  характер, в основе которого лежит интонационная и смысловая свобода слова.

       Маяковский создавал новые методы рифмовки, близкие к ораторскому слову. Самое характерное слово он ставил в конец строки и подбирал к нему рифму. Поэт бесстрашно нарушал силлабо-тонический принцип XVIII века и создал тоническое стихосложение.

       Эта самостоятельность слова, когда оно выступает в роли ритмической единицы, и определяет членение стихов Маяковского на малые доли, расположенные лесенкой.

  Нами
     лирика
         в штыки
             неоднократно
                   атакована,
ищем речи
        точной
                 и нагой.

       Такая нетрадиционная разбивка стихотворения на строки помогает поэту привлечь внимание читателя к самому важному.

       В.В. Маяковский видел силу слова и пытался воздействовать на читателя через создание собственных авторских неологизмов – слов или словосочетаний, придуманных самим поэтом, они наиболее полно раскрывают суть поэтического замысла, передают оттенки авторской речи. В стихотворении «Необычное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче» много самобытных авторских неологизмов: «златолобо», «ясь», «трезвонится», «вспоем». Поэт играет со словами и рифмами, привлекая внимание читателя: «Гоню обратно я огни впервые с сотворенья. Ты звал меня? Чаи гони, гони, поэт, варенье!». Поэтическая лексика В.В. Маяковского – поэта  всегда выразительна, в этом главное своеобразие его художественного творчества.

       Владимир Маяковский является ярким экспериментатором в области художественной формы. Он продолжает традицию футуристов в написании стихов «лесенкой», наполняя ее идеологическим подтекстом. Рифма для поэта очень важна. Он никогда не писал белым стихом, рифмы у него никогда не повторяются. В использовании рифм также важным является их смысловая направленность.

       Таким образом, Маяковский – новатор художественного слова обогатил новыми средствами художественной выразительности свои произведения.Творческое наследие Владимира Маяковского – одна  из ярчайших страниц в русской литературе двадцатого века.