Жесткие нравы «темного царства» в пьесе Н. Островского «Гроза»

«Гроза» есть, без сомнения,
самое решительное произведение Островского;
взаимные отношения самодурства и безгласности
доведены в ней до самых трагических последствий
Н.А.Добролюбов

       В драме  «Гроза» Н. А. Островский отобразил жестокие нравы русского купечества середины девятнадцатого века. В обществе уже ощущается необходимость экономических и политических перемен. Но патриархальные устои еще очень сильны.

       Автор показал быт, основанный только на материальных ценностях, где не было места стремлениям к знаниям, науки воспринимались как что-то ненужное. Главными в этом обществе были невежды и самодуры –  Кабанихи и Дикие. Разоблачить косность этого общества хочет Островский.

       Представители «темного царства» преклоняются перед могуществом старых, изживших себя порядков. Для Кабановой основой прочности семейных уз является деспотичность обычаев и нравов. Никогда не сметь «свое суждение иметь» – основополагающий незыблемый закон жизни. Кабаниха так входит в роль правительницы, что в ее «царстве» все живут не по воле, ведь свобода, по мнению домашнего тирана, ведет к крушению старых порядков.

       Савел Прокофьевич Дикой – главный в городе Калинове. Он держит в кулаке половину города, все работают на него, но расплачивается за сделанное он неохотно. «Что ж тут особенного, — объясняет он, — я им по копейке недодам, а у меня целое состояние складывается». Полицейские и городничий уважают Дикого, им не выгодно ссориться с ним. В правилах городских богатеев подставлять и закладывать друг друга не только из корысти, но и из-за зависти. На этом построены все отношения не только в городе, но и всего «темного царства».

       Дикой и Кабаниха давят и угнетают всех вокруг. Сын Кабановой Тихон доверил свои чувства самому близкому человеку – матери, а она дала понять сыну, что является Тихон всего лишь слугой, покорным рабом.

       «Жестокие нравы в нашем городе, жестокие», — характеризует Кулигин быт и нравы города Калинова.

       Островский уверен, что лишь просвещение и образование – путь к изменению диких нравов. Великий критик девятнадцатого века Н.А. Добролюбов считает, что в народе зреет бунт против насилия и угнетения, за социальные преобразования. В одном сходятся и автор и критики пьесы – «темное царство» уже отжило свое и долго его власть не продлится.