Анализ стихотворения М. Ю. Лермонтова «Смерть поэта»

       Стихотворение М. Ю. Лермонтова «Смерть поэта — правдивый рассказ о трагической гибели А. С. Пушкина, обличение истинных виновников смерти великого поэта. Чувство негодования, жажда справедливости подвигли молодого начинающего поэта на создание одного из самых смелых и ярких произведений. Уже в эпиграфе М. Ю. Лермонтов требует отмщения и наказания для виновных. 

       Стихотворение делится на две смысловые части, которые отличаются стихотворным размером, лексикой и настроением. Начало стихотворения  повествует о произошедших событиях. Автор говорит о том, что смерть А. С. Пушкина не была случайностью. Дантес являлся лишь орудием в руках светской толпы, которая при жизни поэта изводила его насмешками и унижениями. Гордая душа «не вынесла…позора мелочных обид».  

       Говоря об исполнителе коварного замысла, М. Ю. Лермонтов акцентирует наше внимание на личности Дантеса. Он называет его хладнокровным убийцей с пустым равнодушным сердцем. Для него главное «ловля чинов», а не забота о национальном достоянии России. Пытаясь обличить представителей светского общества, автор использует яркие эпитеты. Высшее общество называет «завистливым и душным». Их слова и ласки — «ложными», хвалебные речи — «пустыми», шепот — «коварным». Иносказание раскрывает истинное отношение светского общества к гениальному поэту. Венок, «увитый лаврами», тайными иглами «язвил славное чело». 

       В последних строках первой части интонация меняется. Мы чувствуем искреннюю боль и сожаление автора. Ему жаль «обманутых надежд» и «звуков чудных песен», которые погибли вместе с А. С. Пушкиным. 

       Вторая часть состоит из ряда восклицательных предложений, которые выражают силу гневного обличения власти и «надменных потомков». Тех, «жадно стоящих у трона», представителей золотой молодежи, которые довели А. С. Пушкина до трагической дуэли. М. Ю. Лермонтов понимал, что эти люди сумеют избежать наказания, потому что закон находится в их руках. Но поэт надеется на высшую справедливость. «Но есть и божий суд», — предостерегает автор. Последняя строфа стихотворения изобилует средствами художественной выразительности. Эпитеты: «черная кровь», «праведная кровь», — противопоставляют подлость властьимущего сословия честности и благородству великого поэта. Метафоры: «Свободы, Гения и Славы палачи!», «таитесь под сению закона», «пятою рабскою поправшие обломки», — передают возмущение М. Ю. Лермонтова. 

       Создавая свое смелое и правдивое произведение, М. Ю. Лермонтов отчаянно бросал вызов государственной власти. Поэт не знал, что в скором времени и его постигнет участь А. С. Пушкина.