Комедия "Горе от ума" обнажает проблемы общества, живущего по заданным меркам и стереотипам. 

       Это "фамусовское" общество, где люди живут в невежестве и бездуховности. Здесь привыкли приспосабливаться и угождать вышестоящим лицам, лишь бы жить в достатке и комфорте. 

       Главная цель для членов этого общества - занять в нем свое удобное место. А для этого следует жить по его требованиям, не выделяться. Не может жить по таким принципам лишь Чацкий, вернувшийся в Москву после долгого отсутствия. 

       Вернулся он из-за Софии - дочери Фамусова, но, к сожалению, Софья уже поддалась влиянию общества, стала его частью. Она разделяет взгляды своего отца, Фамусова, для нее слова Чацкого - это ребячество и вздор. Она отдает предпочтение Молчалину, живущему по принципу рабской покорности. 

       Грибоедов в своем произведении затронул важные вопросы, касающиеся каждого человека. Тема зависимости от общественного мнения актуальна во все времена и по сей день. Не многие люди решаются быть такими честными и смелыми, как Чацкий, открыто высказывающий свое мнение. В основном все живут как молчалины - по законам, установившимися по худшим традициям или из-за трусости, глупости, косности начальства. 

       "Горе от ума" - это проблема Чацкого и таких же смельчаков, как он. Их не принимает общество, осуждает, даже считает сумасшедшими порой. Таким людям сложно жить среди людей, вся жизнь которых сводится лишь к тому, чтобы занять свое место в общество и не выделяться из него. 

       Комедия А. С. Грибоедова поднимает многие социальные проблемы, в том числе и проблему взаимоотношений личности и общества. В центре действия молодой человек Чацкий, который является резонером, то есть выразителем идей автора.

       Чацкий отличается от всех остальных героев комедии своим чувством правдивости и справедливости. За его смелые высказывания фамусовское общество считает его сумасшедшим. Чацкий, действительно, не похож на всех остальных героев комедии, которые живут по старым предрассудкам. Чацкий умен, образован, он хорошо переводит, пишет. Фамусов говорит о нем, что он "малый с головой", но не служит, точнее, не находит в этом пользы. "Служить бы рад, прислуживаться тошно", - говорит об этом Чацкий. 

       Он не позволяет Фамусову обсуждать его при Скалозубе, считая, что Фамусов - не судья для него, ведь у него устаревшие суждения. К тому же, Фамусов и всё его окружение не совсем чисты на руку, корыстолюбивы, преклоняются перед "мундирами", с детства учат своих детей угождать вышестоящим лицам, быть такими же, как все, идти по проторенной дороге. Все, кто стремится к получению образования, к собственным суждениям и идеям, считаются в обществе Фамусова вольнодумцами, сумасшедшими. Таким же считался и Чацкий. Он не вписывался в стандарты общества, в его общепринятые рамки. 

       Между тем, Чацкий имеет сердце, способное любить. Он питает нежные и теплые чувства к Софии, из-за которой и возвращается в Москву. Но Софья уже испорчена нравами фамусовского общества, она считает воспоминания о ней Чацкого "ребячеством". 

       Чацкий - сильная личность, он не боится идти против всех. У него на всё имеются собственные взгляды и суждения. Он понимает, что Москва не принимает его, что Софья предпочитает ему Молчалина. Молчалин же втайне влюблен в Лизу. Чацкий не выдерживает всей этой фальши, притворства, он вновь покидает Москву. Фамусов же думает прежде всего о том, что подумает и скажет княгиня Марья Алексеевна. 

       Чацкий – одинокий боец. На страницах комедии есть лишь упоминания о единомышленниках Александра Андреевича, но эти персонажи не появляются на сцене. Однако не зря критики назвали Чацкого «лицом победительным». Читатель ясно видит, кто прав в споре главного героя и фамусовского общества. Моральная победа на стороне Чацкого. 

Его рукописная комедия «Горе от ума»
произвела неописанное действие и   
вдруг поставила его наряду с
первыми нашими поэтами.
А.С.Пушкин

       Пьеса А.С. Грибоедова «Горе от ума» стала новым этапом в развитии русской драматургии. Отношение к ней читателей хорошо описал И. А. Гончаров в  статье «Мильон терзаний». Критик говорит, что после прочтения комедии, « она разнесла рукопись на клочья, на стихи, полустишия, развела всю соль и мудрость пьесы в разговорной речи…», речь прогрессивной интеллигенции того времени пестрела грибоедовскими афоризмами, многие изречения героев превратились в поговорки. Эта часть общества положительно приняла произведение, была готова к его прочтению. Но далеко не все представители дворянства имели такие убеждения. На конфликте представителей этих идеологических лагерей построена пьеса.

       К прогрессивной части дворянства, страстно обличающей пороки существующего общества, к «веку нынешнему»относится Чацкий.

       Грибоедову удалось передать в произведении реальное соотношение сил в России первой трети девятнадцатого века. Нельзя согласиться с А. С. Пушкиным, который считал Чацкого одиночкой. В письме к Бестужеву великий поэт писал: "Все, что говорит он – очень умно. Но кому говорит он все это? Фамусову? Скалозубу? На бале московским бабушкам? Молчалину? Это непростительно". На самом деле в современном обществе того времени было много прогрессивных дворян, которые представляли реальную угрозу существующему самодержавию.

       В пьесе есть внесценические образы, которые, по словам других персонажей, «упражняются в расколах и безверье».Это племянник княгини Тугоуховской, двоюродный брат Скалозуба, а также профессора Педагогического института. Благодаря этому создается впечатление, что Чацкий не одинок, что такие люди, как он, живут, действуют, становясь знамением времени.

       Обличение Чацкого проявляется в его монологах.«А судьи кто?», - вопрошает Чацкий. В своем знаменитом монологе он выражает антикрепостнические взгляды декабристов, которые и составляют основу их мировоззрения. Приводя конкретные примеры проявления чудовищного отношения дворянства к крепостным крестьянам, Чацкий ужасается творящемуся в стране беззаконию, издевательству помещиков над своим собственным народом.

       «И точно, начал свет глупеть...» говорит герой Фамусову, который поучает, как надо делать карьеру, используя приемы и средства екатерининской поры. Именно так привык жить «век минувший». Фамусов привык есть и пить на злате и серебре, хочет так и прожить свой век и увидеть все это в своих детях. Не задумываясь, подписывает он бумаги, желая только одного, чтобы их не стало больше.

       «Чацкий сломлен количеством старой силы, нанеся ей, в свою очередь, смертельный удар качеством силы свежей», - пишет Гончаров. Пока он не может победить «век минувший», но заставляет задуматься Молчалина, герой не сможет оставаться таким, как раньше. Под обличающие стрелы Чацкого попадают все представители «века минувшего». Пока голос прогрессивного героя слаб, но уже не одинок. И скоро его взгляды разделят декабристы.