Петербург в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»

       Главными героями на страницах романа Ф. М. Достоевского являются Раскольников и Соня Мармеладова. Помимо них в романе представлен ещё один немаловажный персонаж, необъятный и влияющий на действия других персонажей, – это Петербург. Не просто так существует выражение «Петербург Достоевского». Этот Петербург разительно отличается от Петербурга А. Пушкина с величественными дворцами, балами и маскарадами, изысканными дамами и господами.

       В «Преступлении и наказании» каждый персонаж наделён своим ни на что не похожим характером, по преимуществу положительным или отрицательным. Таким характером обладает и город, который служит фоном всем происходящим событиям. Не стоит забывать, что во времена Достоевского Петербург являлся главным городом Российской Империи.

       Действие в произведении происходит летом. С самого начала описания Петербурга читатель может почувствовать, как угнетает его этот образ – образ города, который натолкнул Раскольникова на мысли о том, что он – «тварь дрожащая». Петербург представлен в довольно мрачных тонах, его здания давят, царит невыносимая духота, все трудности которой на себе испытывает каждый бедный обыватель, не имеющий возможности снять дачу за городом, как богатые люди.

       Читатель так и чувствует жару, вонь, пыль, которыми окружил Петербург главных героев. На улицах Петербурга происходят все трагичные события романа. Раскольников не может принять этой гнетущей действительности и решает доказать себе, что он – «право имеющий».

       Несомненно, Петербург прекрасен, полон исторических мест и памятников – и вместе с тем он отталкивающий, опасный, навевающий упадническое настроение. На фоне этого города происходят ужасные происшествия: смерть Свидригайлова и Мармеладова, дети Катерины Ивановны, просящие милостыню. Такое ощущение, что на этих улицах только и могут происходить страшные события. Не лучшее впечатление производят также дворы и комнаты в Петербурге Достоевского. Комнаты тесные, убогие, еле освещённые свечой или лучами солнца, дворы и подъезды вонючие и душные.

       Автор подводит читателя к мысли, что, живя в подобных условиях, наблюдая каждый день такую картину, Раскольников просто не мог не совершить задуманное убийство старухи-процентщицы. Петербург его как бы невидимо подтолкнул к этому, сперва навеяв ему мысли о его жалком существовании.

       Неотъемлемой частью Петербурга является беспросветная нищета и пьянство. Достоевский словно пытается оправдать действия главного героя, показывая, что в этом мрачном городе униженных и оскорбленных он не мог поступить иначе.

       Нищие и бесправные – это одна сторона Петербурга Достоевского. Другая сторона – это бессовестные и беспринципные дельцы, на многое готовые ради собственной выгоды. Это Лужин, Свидригайлов, старуха-процентщица. Мы видим, что в страшном городе просто нет места чему-то прекрасному, возвышенному. И даже описания красивых мест Петербурга не в состоянии победить его страшный, подавляющий образ.