Загрузка...

       Ф.М. Достоевский в своем романе «Преступление и наказание» представляет читателю целую плеяду образов. Они оттеняют, дополняют друг друга и сплетаются в общую канву повествования, раскрывая замысел романа. Большое количество лиц не заставляет читателя колебаться в своей оценке. Наоборот, удивительно как в небольшом по объему произведении умещается столько ярких и неожиданных героев. Разноплановые мужские и женские образы, образ ребенка, едва уловимый, но проходящий через все повествование даже образ мистического и живого города Петербурга населяют роман, помогают почувствовать себя частью его мира. Но, пожалуй, в большей степени роман Достоевского - это история двух людей, Сони Мармеладовой и Родиона Раскольникова.

       Раскольников - главный герой этого литературного произведения. Вокруг его мыслей, действий и переживаний крутятся все события романа. Но есть еще один образ, не менее важный, а может быть, в духовном плане и основной. Без которого нельзя представить это бессмертное произведение.

       С хрупкой и доброй Соней Мармеладовой нас знакомят не сразу. Федор Михайлович вводит ее в роман, когда уже совершено непоправимое. Произошло убийство двух человек. Но Соня еще до своего знакомства с главным героем начинает влиять на него. Впервые о ней Раскольников слышит в пьяной исповеди Мармеладова, отца Сонечки. Он унижен и раздавлен нищетой, но безумно благодарен хрупкой, нежной дочери, которая спасает семью, принося себя в жертву.

       Автор дает описание внешности героини. Это юная девушка 17-18 лет, тоненькая блондинка с голубыми глазами. Она очень скромная, об этом говорит ее одежда, обстановка комнаты и поведение. Сонечка - девушка с нелегкой судьбой. Она рано стала сиротой, потеряв маму. Отец быстро нашел новую супругу, Катерину Ивановну, у которой своих несколько детей. Мачеха не была злой женщиной, но голод и нищета ожесточали ее. И она нередко попрекала падчерицу куском хлеба. Поэтому кроткая и скромная Сонечка решается на отчаянный шаг. Она приносит себя в жертву семье, чтобы прокормить сводных братьев и сестру, - становится проституткой. Но свет ее чистой души не гаснет, попадая в грязь, а упрямо разгорается с большей силой. Соня - это любовь и благородство, мощная сила характера в хрупком, слабом теле. С нею Бог, она не мыслит жизни без него. Героиня верит в христианские истины и ценности, не отступая от них. Истинная христианка и праведница, осознанно идущая на грех ради праведной цели, она не требует благодарности от семьи и Родиона, которому помогает. Истинная сила характера юной героини раскрывается в момент признания Раскольникова. Она категорически не приемлет его теории и очень твердо отстаивает христианскую мораль. Ей чуждо само понятие необыкновенной личности, имеющей возможность отнять жизнь другого человека, преступив закон Божий. При этом она принимает и жалеет Родиона, называя его самым несчастным человеком на свете. Она поддерживает его и с завидным терпением направляет на путь раскаяния. Сила ее духа помогает Раскольникову осознать всю тяжесть своего проступка, сознаться и раскаяться.

       Мармеладову в романе называют «вечной Сонечкой». Это очень точная формулировка. Ведь несмотря на то, чем ей приходится заниматься, она осталась добрым и открытым ребенком. Она очень скромная и стыдится сама себя. Сонечка стесняется подать руку сестре и матери Раскольникова, боясь их оскорбить этим. Не может находиться на поминках собственного отца, ведь яркий и дешевый наряд проститутки оскорбляет приличных женщин.

       Я считаю, что образ Сонечки Мармеладовой не менее значим в романе, чем образ Раскольникова. Соня - это не просто антипод той «правды», которую несет главный герой. Соня - это образ, уравновешивающий Родиона и все зло романа. Эта героиня вносит баланс в повествование. Этот образ учит чистоте, благородству, честности и христианской морали, которая всегда актуальна. «Преступление и наказание» - поистине великое произведение гениального автора.

...
Вы здесь: Главная Сочинения по литературе Сочинения по литературе XIX века Сочинение на тему «Образ Сони Мармеладовой в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»