Анализ стихотворения М. Ю. Лермонтова «Дума»

       Стихотворение «Дума» было написано М. Ю. Лермонтовым в 1838 году. В нем отразился период общественно — политической жизни России после декабристского восстания 1825 года.  Это были страшные годы реакции, усиления цензуры, подавления любой свободной мысли, вольнолюбивой идеи. Мрачная удушающая обстановка не могла не отразиться на формировании молодого поколения. Гражданская позиция и серьезные философские размышления о выборе жизненного пути стали основной темой стихотворения. 

       С самой первой строки произведения становится понятным отношение поэта к своему поколению. По мнению поэта, его настоящее «печально», будущее — «иль пусто, иль темно». Давая характеристику своим современникам, М. Ю. Лермонтов использует яркие метафоры. Он говорит о том, что молодые люди «богаты…ошибками отцов», что их «томит жизнь» без цели, а в душе «царствует какой-то холод тайный». Необычные эпитеты наполняют строки эмоциональным напряжением: «плодовитая мысль», «тощий плод», «бесплодною наукой», «роскошные забавы». 

       Главным пороком своего поколения поэт считает равнодушие «к добру и злу». Пресыщение удовольствиями иссушили ум и сердце. Постоянный страх сделал малодушными «презренными» рабами. Эпитет очень точно выражает чувства автора. 

       На протяжении всего произведения автор говорит об отрицательных чертах своего поколения, которое не умеет любить и ненавидеть. Современникам поэта недоступно наслаждение искусством, они не находят применения своим знаниям, не приносят пользы. М. Ю. Лермонтов сравнивает современников с тощим «до времени созрелым», никому не нужным плодом. 

       Безучастных к чужому горю эгоистичных людей ждет бесславный конец. Последняя строфа стихотворения рисует безрадостную картину. Сравнивая свое поколения с «угрюмой толпой», автор говорит о бесполезно прожитой жизни современников. После них на земле не останется никакого следа. Презрение потомков, насмешки будущих поколений станут расплатой за бесцельно прожитые годы. 

       М. Ю. Лермонтов отождествляет себя со своим поколением, используя личные местоимения: мы и нас. Тем самым подчеркивая мысль о том, что его судьба не является исключением. 

       Стихотворение, состоящее из четырех строф, объединяется перекрестной рифмой. Создается впечатление неразрывной связи между частями. Мысль о печальной судьбе поколения развивается на протяжении всего произведения и подводится к логическому итогу: забвению после смерти.