Анализ стихотворения А.С.Пушкина «К Чаадаеву»

       Стихотворение «К Чаадаеву» написано А.С.Пушкиным в 1818 году. Оно посвящено П.Я.Чаадаеву – одному из выдающихся людей того времени, неоднозначному мыслителю и другу Пушкина. Поэт познакомился с Чаадаевым, когда был лицеистом, а Петр Яковлевич служил в гусарском полку. Взгляды и ум этого человека, а также его недюжинный характер потрясли юного поэта. Пушкин посвятил старшему другу и другие строки, в которых сравнивает Чаадаева с Брутом – борцом за свободу и убийцей Юлия Цезаря. Позже взгляды Пушкина и Чаадаева перестали совпадать. Чаадаев выступил в печати с «Философским письмом», в котором выразил презрение к русской истории, которая ему виделась чередой нелепостей. Пушкин ответил также в печати, высказав знаменитую фразу: «Клянусь честью, что ни за что на свете я не хотел бы переменить отечество или иметь другую историю, кроме истории наших предков, какой нам Бог ее дал».

       Однако в 1818 году Пушкин вполне сочувствовал вольнолюбивым взглядам П.Я.Чаадаева и разделял их. Это отразилось в стихотворении «К Чаадаеву», которое можно смело отнести к вольнолюбивой лирике поэта. По форме это произведение – послание. Жанр послания был очень популярен в начале 19 века, и Пушкин неоднократно прибегал к нему. Поэт обращается к адресату «мой друг», «товарищ», подчеркивая личное отношение к тому, о чем он пишет. Размер стиха – четырехстопный ямб – с успехом передает разговорную интонацию. Восклицательные предложения еще более ее подчеркивают.

       Образная система стихотворения подчеркивает эмоциональное отношение к теме свободы. Ожидание вольности поэт сравнивает с переживаниями страстного любовника, ожидающего верного свидания. Тем самым Пушкин показывает и желанность вольности, и твердую надежду на нее. Эпитет «святой» (вольности) показывает отношение поэта к свободе, его преклонение перед ней. В то время поэту казалось, что «вольность», то есть физическая свобода, – это наивысшее счастье для человека. Стихотворение вообще насыщено эпитетами: «тихой славы», «власти роковой», «нетерпеливою душой», «пленительного счастья». Есть также сравнения: «как ждет любовник молодой минуты верного свиданья», «как сон, как утренний туман». И метафоры: «свободою горим», «на обломках самовластья» и другие. Все они призваны передать горячий, эмоциональный тон пушкинского послания. В нем чувствуется восторженное отношение юного поэта и к адресату послания, и к его содержанию.

       Мы можем сделать вывод о том, что это стихотворение – образец вольнолюбивой лирики А.С.Пушкина. В произведении выражается восхищение идеями свободы и надежда на падение самодержавия, а также на то, что сам поэт и адресат его послания будут этому способствовать. В борьбе юный Пушкин видит дело чести и смысл своего служения Отчизне.